В автомобиле есть запчасти, которые всегда на слуху. Также в конструкцию машины входят детали, о которых мало кто слышал. К таковым относится шарнир равных угловых скоростей – ШРУС в Ланос. У водителей в обиходе другое название – граната. Оно появилось из-за конструкции узла. Внешне он отдаленно напоминает настоящую гранату.
ШРУС отвечает за передачу крутящего момента от трансмиссии к колесам. Гранаты позволяют управлять колесами, они обеспечивают большой угол поворота. ШРУС редко выходит из строя. Он имеет простую надежную конструкцию.
Деталь появилась в механизме автомобиля больше ста лет назад. И сегодня она является обязательной составляющей. Поэтому каждый водитель должен знать о признаках ее неисправностей.
Виды шарниров
В целом все ШРУСы можно разделить на четыре большие группы:
-
Сухариковый. Такая модификация не применима по отношению к Ланос. Она устанавливается на грузовиках и автобусах.
-
Трипоидный. Так называется внутренний ШРУС.
-
Спаренный карданный угловой. Редкая модель шарнира ввиду своей сложной конструкции.
-
Шариковый. Самый популярный вариант. Именно он устанавливается в Дэу Ланос.
Конструкция гранаты
Узел состоит из четырех элементов:
-
Корпус. Он имеет сферическую форму. В корпусе расположен ведомый вал.
-
Нижняя часть. Отличается округлыми очертаниями. Здесь находится ведущий вал.
-
Сепаратор. Он представляет собой кольцо с отверстиями, в которых располагаются шарики.
-
Металлические шары. Они размещаются в сепараторе. Всего в гранате шесть шаров. Именно они отвечают за передачу усилий от трансмиссии к колесам.
Причины и признаки поломок
Сверху шарниры покрываются пыльниками. Они защищают внутренние элементы от вредных внешних факторов. ШРУС нуждается в смазке. Пыльник также защищает от ее потери. От его целостности зависит ресурс шарнира. Негерметичный пыльник – самая распространенная причина поломки гранаты. Из-за этого осадки и дорожная грязь попадают внутрь ШРУСа, что приводит к его отказу. Из-за влаги и пыли шарики заклинят. При прорыве пыльника машину нужно незамедлительно отогнать на СТО. Его замена может спасти ШРУС от поломки.
Вторая причина поломок шарнира – экстремальная езда. Резкие торможения и старты с вывернутыми колесами приведут к быстрому износу гранаты.
Некоторые модели ШРУСов подлежат ремонту. Также может потребоваться замена узла.
Признаки неисправностей:
-
Смазка на колесе. Косвенный симптом. Смазка на шине появляется из-за порванного пыльника.
-
Посторонние звуки. При выходе из строя гранаты появляется свист, щелчки, хруст. Последний – возникает в запущенных случаях.
-
Рывки. Они появляются, когда машина трогается с места. Рывки возникают в районе расположения ШРУСа. Они свидетельствуют о разбитых канавках.
Износ шарнира может привести к отказу других запчастей. Рекомендуется каждые несколько тысяч километров пробега проводить визуальный осмотр пыльника, который является самой уязвимой составляющей гранаты.