Если в прежние годы на центральной улице Винницы ремонтировали только тротуары, то нынешним летом настала очередь зданий. Внешний и внутренний облик могут поменять сразу несколько домов. Так, бывшую гостиницу “Украина” переделывают под апелляционный админсуд. Здание, где было кафе “Вогник”, превратится в гостиницу “Франция”. По этим объектам известны и те, кто строит, и то, как будет выглядеть построенное, о чем “РЕАЛ” рассказывал ранее. О перспективах же других “строек” на Соборной, где инициаторы реконструкции предпочитают “оставаться за кадром”, “РЕАЛ” поинтересовался у директора департамента архитектуры, градостроительства и кадастра Винницкого горсовета Максима Мартынюка.
- Максим Петрович, реконструкция 20-го дома, в котором ранее находилось Ленинское РОВД, началась довольно внезапно. Концерн “Поділля” продал это “серое” здание некоему частному лицу. Кто он и что хочет сделать?
- Кто – не скажу, так как не имею права разглашать коммерческую информацию. Ведь не город был владельцем здания. Что там будет? Сказал бы, но не знаю. На сегодняшний день ведется демонтаж то ли всего здания, то ли внутренних перегородок. Ценности этот дом не имеет, поэтому переживать не за что. Мы высказали собственнику свои пожелания относительно того, что нужно установить ограждение и стенд, чтобы винничане понимали, что там будет. Пока этого нет.
Могу сказать, что никаких разрешительных документов на проектирование реконструкции наш департамент не давал. Со слов владельца, там будет торгово-офисный центр. Пользуясь возможностью, хотелось бы через СМИ пожелать собственнику помнить, что он строится в непосредственной близости от памятников национального значения. Находиться на ул. Соборной не только престижно, но и ответственно. Хотелось бы, чтобы город не был изуродован очередным “шедевром”.
- Второй загадочной реконструкцией можно назвать “телодвижения” рабочих возле бывшего “Доходного дома” на углу улиц Соборной и Театральной. В его судьбе наметилась перспектива?
- Здание находится в собственности облсовета, к тому же у него есть некий арендатор, который разработал проект, предусматривающий реконструкцию с надстройкой мансардного этажа. В свое время он был согласован управлением архитектуры, потом согласование отозвали… Какое-то время там никто ничем не занимался, а сейчас люди копошатся, но разрешительных документов на это “копошение” ни у кого нет. Жаль, здание ведь имеет историческую ценность.
- У вас есть инструмент, позволяющий повлиять на ситуацию?
- Когда мы посетили этот объект, рабочие нам сказали, что “мы тут, потому что дал указание губернатор”. Возможно, губернатор дал указание навести порядок, хотя я сомневаюсь… Насколько я знаю, до кризиса проектом предусматривалась реконструкция этого здания под очередной торговый центр. По моему глубокому убеждению, еще один ТЦ не обогатит ни город, ни, думаю, собственника. Кроме того, там не предусмотрены места для парковки. Если транспорт посетителей будет стоять на Соборной, он займет, наверное, и трамвайные пути.
Для города интересен иной вариант. Поскольку Винница потеряла одну гостиницу, я имею в виду “Савой”, то кажется более логичным сделать в “Доходном доме” отель. Тем более, что это здание создавалось для сдачи жилья в наем… Для гостиничной парковки в дворике хватит места. Мы все отлично понимаем, что город испытывает дефицит гостиниц, более того, у нас нет ни одной, принадлежащей крупной гостиничной сети. Это большая проблема для имиджа Винницы. Поиск инвестора для реализации этой идеи в конкретном здании осложняется двумя факторами - распоряжается им не город, а арендатор. К тому же само здание медленно разрушается, с тыльной стороны появилась трещина, стены начинают проседать.
Кстати, проблема припаркованных машин в пределах Соборной вскоре будет самой актуальной для центра. Давайте смоделируем ситуацию, когда в “Савой” переберется суд.
- Его глава Виталий Кузьмишин пояснял “РЕАЛу”, что этот вопрос, как и другие, решен…
- И мне говорили, что судьи - люди не бедные, и будут ставить машины на парковке в “Магицентре”. Соглашусь отчасти. Судьи - люди не только не бедные, но и самоуверенные. Они будут ставить автомобили на Соборной, потому что ни одному судье гаишник слова не скажет. В лучшем случае попросит ключик, чтобы “переставить” машину в сторону от трамвайной колеи.
Знаете, наша главная городская артерия – очень специфическая улица, весьма тонкая материя. И не в каждом случае мэрия может влиять на ситуацию. К примеру, мы уже несколько раз отказывали в выдаче документации на реконструкцию одного объекта в районе “цветочного рынка”, потому что проект не решает вопрос с парковкой.
- Что там планируется строить?
- Заказчик проявил нестандартный подход, провел конкурс, отобрал лучшее предложение. Конструкция очень интересная, дискуссионная… По замыслу, неподалеку от рыночка должно появиться 4-этажное здание площадью около 2 тысяч кв. метров. Оно вписывается в архитектурный ансамбль, но если дополнительно туда приедет 10 машин и припаркуется на Соборной, то опять же движение по улице будет парализовано. Там некуда ставить авто. За цветами и так постоянно приезжают винничане и паркуются вблизи торгового ряда.
- Отказываете ему однозначно?
- Совместно с многострадальным заказчиком мы анализировали ситуацию. Если бы каким-то чудесным образом удалось уменьшить территорию УМВД за счет внутреннего двора, вопрос был бы решен. Тем более что они его все равно не используют. Но это уже не наша парафия.
- Немного “уйдем” с центральной улицы вглубь исторического центра – на Володарского. Местные жители протестуют против начала строительства на лужайке 4-этажного дома, поскольку не исключают наличия катакомб… Сооружение фундамента без геолого-разведывательных работ, по их мнению, может привести к просадке существующей застройки.
- В связи с общественным резонансом специально посетил это место. По периметру участка лежат блоки, как ограждение. Не более того. Никто ничего не строит, хотя это, естественно, и не означает, что не будут строить. Что касается катакомб, то, по моему глубокому убеждению, они могли бы стать прекрасным туристическим объектом для Винницы. Все это знают, но никто ничего не делает в этом направлении. Поэтому их надо изучать и “открывать” те, которые со сводчатыми потолками. Там можно организовать галереи, выставки.
- Об этом говорят давно, и каждый раз повторяют, что очень дорого… Что необходимо для реализации этого проекта?
- Желание и несколько тысяч долларов для того, чтобы грамотно написать заявку на грант. Уверен, те же поляки нашли бы средства. Это же польское наследие. Поверьте, если бы я был археологом, полез бы туда… К сожалению, ничего в этом не понимаю, поэтому могу только сожалеть, что никто не проявил инициативу. Не нужно восстанавливать километровые ходы, вполне достаточно одной-двух сотен метров, которые сохранились.
Вернемся к улице Володарского. Вероятность того, что там есть катакомбы, высока, но это не факт. Да, планируемый объект городу не нужен. Лучше бы на этом “треугольнике” сделать зеленую зону. Но собственник хочет построить жилой дом. Лично я бы квартиру там не купил. Жильцам гарантированы пыль и шум… Слишком близко к проезжей части улицы Свердлова.
Проблема уходит корнями в 2007 год. Этой компании отказывали в выделении земли. Она подала в суд, который вынес абсолютно четкое решение. С одной стороны, отменил “отказ” горсовета, а с другой – потребовал согласовать проект отведения участка. Иного варианта у городских властей не оставалось. “Слабым звеном” застройщика является отсутствие археологической экспертизы. Он должен был ее провести, но не провел. Она бы дала ответы на многие вопросы. Хочу уточнить, что даже если специалисты найдут там пустоты, то их “открытие” не означает, что рухнут соседние здания. Это повлияет на выбор структуры фундамента. Обследование необходимо для того, чтобы при наличии ходов все ценное изъять и отдать в краеведческий музей. Если археологи найдут раритеты, которые нельзя поднимать, тогда инвестору не повезет. Потому он, видимо, и не проводит исследования.
Я даже думаю, что без них и начнет строить. Таков варварский метод ведения бизнеса, который, к сожалению, распространен в Украине. Мы понимаем тревогу жителей окрестных домов, будем присутствовать, когда строители начнут копать, даже попытаемся приостановить их. Но поскольку повлиять на ситуацию мы не можем, станем помогать людям держать транспаранты с протестными надписями. По сути, это все, что в этой ситуации можем…