Владимир Гройсман: “Когда навожу порядок в конкретной сфере, я всегда бью по чьим-то “грязным рукам”. Сначала со мной пытаются договариваться, а когда понимают, что не дам грабить город, начинают пытаться на меня давить – ложью, провокациями…”

Как бы винничане не относились к выборам, а всегда хочется надеяться, что пусть толику своих обещаний избранники выполнят. Будущие парламентарии много обещали, и персонально для Винницы. Несмотря на это, городской глава Владимир Гройсман достаточно сдержан в перечислении планов. Он признается, что, не видя госбюджета на следующий год, говорить о том, что “светит” Виннице, невозможно, а действующий Бюджетный кодекс не позволяет городу уверенно строить собственные планы на среднесрочную перспективу.

“Если городская власть согласовала размещение одного объекта, а застройщик возводит другой, мы не можем ни проверить, ни остановить идущее вразрез с законом строительство”

Володимир Гройсман- Владимир Борисович, первые лица государства, пребывая с визитами в Виннице, не устают хвалить Вас за “Прозрачный офис” и прочие новации. Николая Джигу избрали парламентарием. Если президент предложит возглавить облгосадминистрацию, согласитесь на “повышение”?

- Нет… Честно говоря, даже желания такого у меня никогда не возникало. Мне кажется, что губернатором должен быть человек, который достаточно хорошо разбирается в аграрном секторе. Себя к таким не отношу. Что касается Николая Васильевича, то я поздравляю его с победой. Я уже говорил, что в его лице область теряет сильного губернатора, но приобретает сильного депутата.

- Еще летом, будучи в Виннице, вице-премьер Сергей Тигипко признался “РЕАЛу”, что Вы сделали ему несколько предложений… касательно выделения средств для развития Винницы. На что просили деньги?

- Мы говорили об усовершенствовании схем предоставления социальных услуг. Фактически о том, что мы уже делаем. Я имею в виду три сервисных центра административных услуг, где будут сосредоточены представители социальных служб, Пенсионного фонда. Нам всем важно стандартизировать услуги, сделать их доступными, качественными, прозрачными и понятными. Человек не должен бегать по всему городу и стоять в десятке очередей, чтобы получить помощь от государства, на которую он имеет законное право. Поэтому мы и пошли на новации.

Пока в Украине аналогичных винницким центров нет. Мы говорили о внедрении практики создания таких центров, совершенствовании элементов социальной защиты. Приоритетная задача в том, чтобы люди получали пособия максимально быстро. Помимо этого мы обсуждали и ряд системных вопросов. Например, чтобы ускорить оформление социальной помощи, сотрудникам городских соцслужб нужно предоставить возможность доступа к системам персонифицированного учета ПФУ. Если мы получим ключи доступа, то горожанину не придется ходить за справками о доходах. Он подойдет с паспортом в «Прозрачный офис», сотрудник которого тут же посмотрит на монитор и будет знать, сколько посетитель зарабатывает, сколько тратит, и через секунду ответит, имеет ли тот право на определенную льготу. Сейчас же человеку нужно показывать удостоверение личности и справку о доходах. Но эту справку еще нужно взять – по месту работы или в Пенсионном фонде. Зачем, когда информация может быть выведена на рабочий компьютер соцработника?.. Об этом мы говорили предметно, но пока вопрос не решен.

- Сергей Леонидович также говорил, что обсуждал с Вами идею о том, чтобы больше собираемых “на местах” в качестве налогов средств оставалось на региональном уровне. И даже согласился помочь в этом. Рассчитываете, что вице-премьер инициирует изменения в Бюджетный кодекс?

- Убежден в необходимости изменения бюджетной политики. Без этого территории не смогут качественно развиваться, а, следовательно, не сможет развиваться государство. Если посмотреть и проанализировать успешный опыт европейских государств, то там институт местного самоуправления развит очень мощно. Громада располагает достаточно широкими полномочиями, в том числе с точки зрения управления налогами. А у нас эти полномочия забирают, и, по сути, подменяют местное самоуправление другими государственными структурами, что противоречит Европейской Хартии о местном самоуправлении.

Приведу один пример. В сфере строительства городская власть и люди в целом отстранены от принятия каких-либо решений. Сегодня есть Государственная архитектурная инспекция, которая выдает разрешения, и мы – горсовет – даже о них не знаем. При этом предусмотрена такая норма, как согласование размещения объекта. Формальная норма. Так вот, если городская власть согласовала размещение одного объекта, а застройщик возводит другой, мы не можем ни проверить, ни остановить идущее с нарушением законов строительство. По закону мы должны обратиться в инспекцию, чтобы она рассмотрела этот вопрос. А зачастую инспекции все равно… Я общаюсь со многими мэрами, и все отмечают, что в результате бесправности и контроля лишь госорганом города начинают хаотично застраиваться.

Второй пример касается темы парковок,которая актуальна и для Винницы, и других городов. Точнее хаотического размещения машин, даже на тротуарах. Мы понимаем, что это неправильно. При этом не можем наказать штрафом тех, кто паркуется в неустановленных местах. Нет полномочий! А для города это очень важно. Парковка – важный элемент транспортной политики города. При правильной ее организации можно сократить пробки на дорогах, улучшить трафик общественного транспорта.

Дальше. О местных налогах и сборах. Мы не имеем влияния на их ставки, а значит, не можем мотивировать малый бизнес для развития приоритетных сфер предпринимательства, того же туризма, уменьшением размера сбора. У местных властей очень слабые полномочия по развитию новых производств, привлечению новых инвестиций. Мы не можем эффективно менять систему ЖКХ. Эта отрасль слишком зарегулирована. Я считаю, что законодательство должно установить правила развития территорий, а сейчас оно говорит, что на территориях, образно формулируя, есть сферы жизни. И зарегулировало их.

Если наступит такой день, и территориям оставят больше собираемых в виде налогов средств, мы получим возможность строить больше новых дорог,спорткомплексов, детских площадок, общественных пространств, ремонтировать тротуары, обновлять муниципальный транспорт.

“По конкурсу проектов реконструкции Центрального парка мы не получили того качественного продукта, который могли бы”

- “Закольцовка” трамвайных “веток” вокруг Вишенки идет полным ходом. Если в 2013 году госбюджет не найдет денег на продолжение работ, уже построенное удастся сохранить?

- Удастся, но это будет проблемой. Мы нацелены сдать объект в 2013 году. Я приложу все усилия, чтобы город получил необходимую сумму. Думаю, убедим правительство найти для Винницы ресурс. Кстати, вернемся к предыдущему вопросу. В европейских странах города имеют среднесрочные бюджеты – на 5 лет. И муниципалитеты понимают, что, начиная строительство, обязательно его закончат. А у нас бюджет формируется только на год. По-другому закон не позволяет…

- В какие сроки будет сооружена трамвайная линия по пр. Коцюбинского от пл. Победы до вокзала?

- Сложно сказать. Проект есть. Мы изучили аналоги сооружения линий на улицах, даже уже, нежели Коцюбинского. Что касается организации движения транспорта, заторов не будет… Ищем ресурс для старта работ. Когда найдем, я скажу о сроках реализации проекта.

- Финансировать строительство будет, вероятно, Фонд П. Порошенко?

- Поймите правильно, сказать о том, что финансировать будет правительство или неправительственная организация, смогу лишь после четких договоренностей. Пока их нет.

- Перспектива реализации этого проекта означает, что мэрия отказалась от идеи сооружения трамвайной или троллейбусной линии по ул. Липовецкой к новой кондитерской фабрике?

- Это разные направления. Соединить улицы Тарногродского, Липовецкую и Коцюбинского единой транспортной системой я считаю вполне целесообразным. Опять же нужны деньги и мы снова возвращаемся к вопросу о налогах и сборах. Только системная реформа позволит зарабатывать для бюджета деньги в необходимом объеме. Причем, если мы заработаем на нашем уровне, государство от этого лишь выиграет, заработав больше.

- И какой электротранспорт будет ходить к фабрике “Рошен”?

- По Липовецкой, скорее всего, следует сооружать троллейбусную линию. Дело в том, что строительство троллейбусной линии изначально дешевле, а в эксплуатации она дороже трамвайной. Для трамвайной линии – наоборот. В Виннице есть достаточно хороший трамвайный парк, и его есть, где использовать.

- От идеи приобретения новых троллейбусов город пока решил отказаться?

- Ни в коем случае. Мы работаем “по всем фронтам” – по международной программе, связанной с троллейбусами, капитально-восстановительному ремонту на базе ТТУ, с правительством по программе замены троллейбусов, а также над получением троллейбусов, которым можно проводить капремонт. Они из европейских и других городов.

- Насколько я понял, в Винницу могут поступить бэушные троллейбусы то ли из других украинских городов, то ли из других стран?

- Именно. Если они будут подходить по качественным параметрам. Металлолом завозить в город не станем. Троллейбусы – самая большая проблема для города. Один стоит в зависимости от модели от 2-х до 2,5 миллионов. Чтобы купить для города сотню, нужны 200-250 млн. грн. Это почти четверть годового бюджета города и непозволительная роскошь.

- Реконструкция проспекта Космонавтов, к сожалению, вновь откладывается…

- Постараемся в следующем году начать реализацию первой очереди проекта – от Хмельницкого шоссе до ул. Порика.

- Конкурс проектов по реконструкции ЦПКиО им. Горького исполком признал таким, что не состоялся, хотя все работы жюри рассматривало, победителей определило. Насколько мне известно, швейцарская сторона, то есть авторы рокового письма, не требовали столь радикальной реакции. Они задали вопросы для уточнения деталей. Ждали ответа. Не более… А исполком не принял бы такого решения без Вашего одобрения. Это факт. Что лично Вас не устроило в самом конкурсе?

- Мы не получили того качественного продукта, который могли бы получить. Ряд моментов в процессе проведения конкурса и оглашения результатов, а также жалобы, подвели департамент к такому решению. Департамент архитектуры принимал решение, как по проведению конкурса, так и по его результатам. Возможно, были ошибки и с их стороны в постановке задачи. Сейчас в городе есть главный архитектор, и мы постараемся заново четко сформулировать критерии будущего нашего парка.

- Когда ждать “повторного” конкурса?

- Думаю, сроки должны назвать специалисты.

- На каком этапе процесс создания муниципальной милиции?

- Она сегодня не предусмотрена законодательством, поэтому процесс на “нулевом” уровне. У меня нет сомнений в том, что городам нужна такая структура, построенная с учетом европейских принципов и стандартов. Я ее вижу как невоенизированную организацию, которая отвечает за соблюдение порядка в городе. Эта структура может быть схожа на инспекцию по благоустройству. Думаю, с помощью наших депутатов-мажоритарщиков сможем инициировать рассмотрение этого вопроса.

- Несколько месяцев назад в городе активно обсуждалась тема создания муниципального футбольного клуба, который представлял бы Винницу в национальном первенстве сезона 2013/14 годов. Не постигнет ли его участь “Нивы”? Мэрия готова спонсировать его стабильно, и какой суммой?

- Лично я таких заявлений не делал. Если создавать клуб для первой лиги, то годовой бюджет должен составлять 5-8 миллионов гривен. Думаю, что на сегодняшний день нам клуб не по карману. Вы услышали очень простой, но честный ответ на достаточно сложный вопрос… Конечно, хотелось бы иметь профессиональный клуб, и не только футбольный, но когда мы оценили размер затрат, то вариантов не увидели. При нынешней финансовой ситуации мы не станем забирать эти деньги из детского спорта – ДЮСШ, спортивных площадок, секций. Уточню, весь “спортивный” бюджет города, включая финансирование детских школ, зарплаты тренеров, ограничен 13 млн. грн. Забрать половину этой суммы мы не можем.

“Когда навожу порядок в конкретной сфере, я всегда бью по чьим-то “грязным рукам”.

- После парламентских выборов на пресс-конференции Вы сказали, что в борьбу двух основных претендентов по 11-му округу вмешалась “третья сила”, которая, в частности, еще год назад пыталась помешать подписанию договора о сотрудничестве по энергосбережению со швейцарцами. Кому такой договор мог навредить, если жилые районы Тяжилова и К. Маркса отапливаются коммунальным предприятием?

- Поясню. Логика очень простая – чем хуже городу, тем лучше этим людям. Они стараются делать все, чтобы у Гройсмана ничего не получилось, не был реализован успешный проект, если я к нему причастен, чтобы не привлекались деньги в город.

- Даже если и так, то должна же быть мотивация…

- Злость, личная неприязнь и меркантильные интересы. Речь идет о нескольких людях, которых эти мотивы легко объединяют.

- Это представители бизнеса или власти?

- Я думаю, что в разные времена был симбиоз. Когда навожу порядок в конкретной сфере, я бью по чьим-то “грязным рукам”. Тогда сначала пытаются со мной договариваться, а когда получают “от ворот поворот” и понимают, что я не дам грабить город, начинают пытаться на меня давить – ложью, провокациями. С той или иной стороны делают шаги для дискредитации меня, как городского главы, и того, что мы делаем.

В этом “клубе” сходятся разные люди. Я бы их назвал не бизнесменами, а скорее мошенниками. Они подкупают политических деятелей, и те делают негативные заявления. Задача в том, чтобы я сдался и сказал: “Ребята, грабьте, только меня не трогайте”. Этого не будет. Город будут уважать все. В том числе мошенники.

- А есть ли в этом “клубе” представители разных органов власти, которые могли бы иметь хотя бы потенциальные рычаги давления на Вас лично?

- Я не могу сказать точно, кто из представителей власти, и в какой момент входил в этот “клуб”, но допускаю, что ситуативно какие-то властные структуры могут быть использованы для “грязной” игры. Я не занимаюсь интригами. По своей сути я - не интриган, а кто-то интригами питается, как бактерия-паразит.

- Почему без конкретики?

- Я могу назвать по фамилиям всех фигурантов. Но как только это сделаю, они примут позицию обиженных и ущемленных, заявят, что я пытаюсь их оболгать. Кому это нужно? Ни мне, ни винничанам такие истерики не нужны. Поэтому я лишь говорю, что такие люди есть, а их словам нельзя верить. Одних я ударил по “грязным рукам”, а вторым – некоторым представителям политсил – просто заплатили за клевету. Среди представителей регионального политикума есть люди, которые все делают только за деньги. Без денег они и со стула не встанут. Но при этом приходят и спрашивают, буду ли я платить, чтобы они молчали или агитировали за меня. Не буду. Поэтому и критикуют. Да пожалуйста! Люди сами во всем разберутся. Я считаю, что в этом моя позиция абсолютно честная по отношению к винничанам. Я не веду кулуарщины и не обманываю винничан. Я одинаковый на встречах с людьми и в своем кабинете.

- Людмила Щербаковская публично критикует Вас за откровенную поддержку на выборах Александра Домбровского и называет оппонентом оппозиционных сил. Более того, она заявила, что “Батькивщина” к местным выборам “подготовит достойного кандидата на должность городского главы”. Допускаете, что традиционно оппозиционно настроенные винницкие избиратели могут проголосовать “против Гройсмана”?

- Во-первых, выборы через три года, у меня слишком много работы по развитию Винницы, чтобы сейчас думать об избирательной кампании. А, во-вторых, мне представляется, у Людмилы Михайловны личная ко мне неприязнь. Не знаю, с чем это связано… Не думаю, что ее личное мнение совпадает с позицией всей политической силы, которую она представляет, как глава областной организации. Для нее, что Гройсман хорошего не сделает, это будет плохо. Да и вообще, я ей не верю. Поэтому стараюсь с ней не общаться.

- В “подготовку достойного кандидата на должность” мэра тоже не верите?

- Почему? Выборы – это демократический процесс . Думаю, когда подойдет время волеизъявления, горожане сами сделают выбор. Все политические силы будут готовить, и к прошлым выборам городского главы готовили. Единственное, что я не желаю любому городу Украины, так это “политического” мэра. Не важно от какой партии… Достичь чего-то в городе при таких раскладах будет очень сложно, а потерять – очень легко и быстро. Примеров десятки…

- В этом году мэрия озвучила план о намерении расширить границы Винницы по линии Окружной дороги. Технически этот процесс является довольно сложным и громоздким. Как считаете, когда город может стать больше?

- Вероятно, этот процесс начнется в 2013 году, но, прежде всего, хотел бы уточнить, что никоим образом эти планы не ущемляют интересы землепользователей Винницкого района. Вопрос не в праве собственности на эти земли… Мы претендуем лишь на то, чтобы Генпланом города и смежных территорий было предусмотрено единое развитие. То есть, если нужна новая дорога, то она должна идти по территории города, а потом плавно продолжаться по территории района. Бывает, что продолжать ее некуда, потому что на районной территории уже стоят десять частных усадеб. Чтобы такого избежать, нужно синхронизировать совместное развитие территорий. Практика европейских городов показывает, что вся площадь “внутри” окружной дороги находится в управлении городских территориальных громад.

- В ВР лежит законопроект о территориальной реформе. Он предполагает укрупнение районов (вместо 27-и всего четыре на Винничину). В случае его принятия, упростится механизм расширения?

- Не думаю, что он как-то повлияет. Что касается самого укрупнения, то в Польше, я считаю, оно прошло достаточно успешно. Необходимость в этом очевидна. Но укрупнять территориальные единицы нужно очень взвешенно, прежде необходимо советоваться с людьми, ответить на все вопросы, которые они ставят представителям власти. Нельзя проводить такую реформу, конфликтуя с местным населением. Поверьте, если у людей возникают вопросы, всегда можно найти ответы и даже совместные решения.

- Вернемся к “расширению” и пригородным селам. Какими аргументами собираетесь убеждать людей, проживающих за границей Винницы? Будучи жителями сельской местности, они платят, к примеру, за электроэнергию по более низкому тарифу…

- Речь идет не о селах, а об отдельных их частях. Что-то потеряв, они приобретают в другом. Например, право на получение субсидии. Но главное в том, что присоединение к городу подразумевает развитие инфраструктуры. Имею в виду и освещение, и коммуникации, то есть, элементы, способствующие улучшению качества жизни. По сути, на уровне района частным сектором никто не занимается. Если сельский совет успешный, он пытается решать некоторые проблемы… А у нас накоплен опыт работы с частным сектором Винницы. Городской бюджет берет на себя 50%-е финансирование строительства дорог, канализации, водопровода и прочего. Точно такие же условия мы предложим и жителям сельской местности. Думаю, люди посчитает, что за счет софинансирования сэкономят гораздо больше, нежели представляет собой разница в тарифах.

- Взаимоотношения мэрии с властями Винницкого района нельзя назвать теплыми. Какими Вы видите варианты сотрудничества?

- Отношения не были ни холодными, ни горячими. Мы особо ни в чем не взаимодействовали. Если бы у нас было большинство в райсовете, могли бы все новации, применяемые в городе, спроецировать на Винницкий район. Поскольку большинства нет, не можем влиять на решения. Поэтому депутаты от “Совести” поддерживают качественные решения, когда же считают инициативы некачественными – не поддерживают. По большому счету сельские советы в окрестностях Винницы интегрированы с городом, признают они это или нет… Люди работают в Виннице, пользуются льготами в общественном транспорте, их дети ходят в винницкие школы. Мы не претендуем на права и полномочия сельских громад. Варианты сотрудничества могут быть разными, мы готовы поддерживать любые инициативы сельсоветов. Вспомните 2010-й, когда жителей сел пугали, что мы хотим “забрать землю” или “закрыть районную больницу”. Прошло время, вы хоть раз от меня слышали нечто подобное? Мелкие “князьки” хотели оставить за собой право нечестно управлять, потому и распускали слухи. Публично заверить, что сами могут что-то сделать, они не в состоянии, поэтому так увлечены запугиванием и критикой.

- Сегодня приоритетной для инвестиций в промпроизводство является район бывшего ГПЗ. Проекты развития территорий микрорайона “Восточный” и Сабарова отложены на неопределенное время?

- Проект создания в районе Сабарова технопарка находится в ведении Винницкого района. Этим вопросом мы не занимались… Мы же видим большую перспективу развития и наращивания потенциала двух территорий города – ГПЗ и “Восточного”. Там однозначно будут созданы новые предприятия. Линия электропередач от села Гуменного к “Восточному” уже проектируется. Очень хотим, чтобы в будущем году начались работы по ее строительству, но это прерогатива государства.

- Дискуссии относительно установки памятника Шевченко, наверное, всем мозоль натерли. Тем не менее, областные чиновники согласились с расположением памятника на площади Стуса, объявили очередной конкурс. Каковы шансы, что к юбилею Кобзаря памятник будет установлен?

- Все, что зависит от меня, я сделаю. Неоднократно говорил, что очень бы хотел, чтобы в Виннице появился памятник Тарасу Шевченко. Не меняю свою позицию, но считаю, что нужен не просто памятник, а целое пространство, где люди смогут отдыхать, гулять, где будут проводиться культурные мероприятия. Но усилий только мэрии мало. Мне бы очень хотелось, чтобы общественность, которая заинтересована в установке памятника, не только говорила об этом, но и делала – занималась сбором денег, проведением благотворительных акций и концертов… С их организацией я готов помочь.



Переглядів: 7294
Поширень: 0