Винница располагает потенциалом, чтобы в ближайшие несколько лет принимать до 1 миллиона туристов в год. И приезжать они будут, как минимум, на два дня. Да не от случая к случаю, а на конкретные городские мероприятия, которые мэрия намерена периодически проводить весной и осенью. Начальник отдела молодежи, семьи и туризма Винницкого горсовета Руслан Анфилов уверяет, что даже абсолютно незатратные праздничные программы могут быть интересны, неординарны и популярны. Их нужно лишь правильно организовать и «подать». Дело в соусе, как говорят кулинары… А туризм среди прочего стимулирует развитие экономики. Как следствие, в течение 2-3 лет в центре города откроются несколько новых гостиниц. Пока инвесторы занимаются оформлением документов, но участки и здания уже присмотрели.

Руслан Анфилов- Руслан Анатольевич, сегодня Вас называют главным «массовиком-затейником» города. Как инженер-компьютерщик «дошел до такой жизни»?

- Все то, о чем мы мечтали в школе в 1990-х, изменилось. Тогда считалось, что будут цениться менеджеры и экономисты, которых в стране не было. Это было модно и перспективно. Как и многие, я хотел выбрать экономический профиль. Помню, когда оканчивал школу, тогдашний ректор политехнического института, выступая перед старшеклассниками, сказал, что обновленный вуз вводит экономическую специальность. Я решил поступать. Правда, когда пришел в приемную комиссию, то узнал, что экономический факультет не успели открыть. Оставалось либо приходить в следующем году, либо выбирать другую специальность.

Вторым по популярности направлением в то время были компьютерные технологии. То же казалось очень перспективным. Я поступил, сохраняя надежду перевестись на «менеджмент и экономику» в будущем. Хотя, когда в следующем году эта специальность появилась, старшекурсники, у которых уже были более реалистичные представления о жизни, убедили меня, что стоит доучиться, получить диплом гособразца, а потом можно думать о втором высшем образовании, связанным с менеджментом. Так я и стал компьютерщиком.

Система образования в техуниверситете предполагала к активной общественной жизни. Проректор г-жа Буяльская массу внимания уделяла гуманитарному образованию студентов-«технарей». Поэтому мы изучали «Историю культуры», ходили по картинным галереям. Считаю, что культурно-массовая работа в вузе была выстроена на самом высоком уровне. Практически каждую неделю проводились мероприятия – начиная от КВН до разных культурологических программ.

После окончания вуза я решил заниматься наукой, поступил в аспирантуру, а параллельно готовился к педагогической деятельности. Прошел курсы риторики, и тогда, в принципе, я сформировался как преподаватель. Затем преподавал в политехническом техникуме, центре повышения квалификации госслужащих. Параллельно получил второе образование, на сей раз связанное с менеджментом и экономикой. Как и хотел… Кроме этого, активно занимался общественной деятельностью на уровне молодежных организаций.

В один прекрасный день в 2000 году, отлично это помню, прорвался к тогдашнему мэру Владимиру Ваховскому. Хотел рассказать ему о молодежных организациях, о том, что они могут многое делать, притом, что в городе молодежной политикой никто не занимается. К тому же мы уже успели провести в городе много конкурсов, мероприятий. Я пришел со своими предложениями, идеями, которые можно было реализовать. Владимир Константинович тут же предложил приступить к работе. Первые полгода я приходил в горсовет как волонтер, а потом был создан отдел семьи и молодежи. Меня назначили его начальником и дали в подчинение двух сотрудников. Так все начиналось…

- Несколько лет назад на День Европы Вас назвали «директором парада». Подобные праздники – с парадом или без – стали «визитной карточкой» города. Их «наполнение» каждый год меняется. Вероятно, не в последнюю очередь и из-за финансовых возможностей. «Привозить» в Винницу коллективы артистов из других городов и стран довольно накладно, даже при спонсорской поддержке. Перечень мероприятий ежегодно «подгоняется» под денежный ресурс?

- Что касается городских праздников – Дня Европы и Дня города – непосредственно ими занимается оргкомитет, который возглавляет мэр. Все основные идеи обсуждаются. Причем, многое предлагает именно Владимир Гройсман. Он видит, как меняется город, чувствует настроения людей. Я не могу сказать, что наличие артистов или мероприятий непосредственно связано с выделяемым бюджетом. Я вспоминаю 2007 год. Тогда он нам казался не очень удачным. Как и последующие…

Но сравнивать с сегодняшней ситуации даже не приходится. Недавно разговаривал с директором департамента финансов Натальей Луценко и вспоминал ее слова о том, что «2009 год – кризисный, нужно вписаться в показатели». Сегодня я говорю – верните этот кризисный год, когда мне были понятны показатели и граничные суммы. В 2013-м они не понятны. Их нет как таковых.

Деньги на праздники всегда сложно выделялись. Все, что касается расходов, которые не дают прямого экономического эффекта, – это всегда сложно. Гораздо легче финансировать мероприятия по туризму, когда мы понимаем, что вложили определенную сумму денег, а в результате получили конкретный эффект. Пусть даже и не товарный. Но он очень четкий. Это видно по количеству туристов, по инвестициям. С другой стороны, городские праздники формируют облик города. В зависимости от них город будет жить в соответствующем темпоритме и настроении.

Ни на одном заседании оргкомитета я не слышал, чтобы артистов подбирали «под бюджет». Наоборот, сначала проводится анализ прошлогодних мероприятий и сегодняшних ожиданий горожан. Помню, как только все заговорили о кризисе, люди были в ожидании проблем. Проводить на этом фоне пафосные мероприятия с огромным количеством выступающих, салютом было бы нелогично. Мы сделали ставку на интерактивы, постарались поднять горожанам настроение. Кроме этого, ориентировались на социальные мероприятия, чтобы поддержать наиболее уязвимых – от деток до бездомных. То есть, всегда исходим от идей, потом думаем, чем и как наполнить программу, и только после этого приглашаем артистов, которые отвечают концепции того или иного праздника.

На первый День Европы мы пригласили уличные театры. Это был сложный эксперимент, и многие возражали против проведения праздника в таком формате. Традиционные местные коллективы не понимали нас, вся винницкая отрасль культуры была против. Поверьте, был конфликт. Я был ответственным за подготовку, и хорошо помню, что достаточно титулованные деятели культуры говорили, что мы «занимаемся ерундой». Они настаивали, что нужно вывести детей, построить все школы в ряд… А когда кто-то будет проходить, они все вместе поднимут руки. Разногласия касались и даты 18 мая. Нам говорили, что после Дня Победы город «не выйдет», все разъедутся по дачам и селам. И дискуссии были очень серьезными. Это сейчас праздник воспринимается. А тогда была «культурная борьба».

- За счет чего добились «перевеса»?

- Приехал режиссер львовского театра «Воскресіння» Ярослав Федоришин. Он смог обосновать новую концепцию. Вы же помните, как сложно на первых порах винничане воспринимали уличное шествие с неизвестными куклами, персонажами. Я хорошо помню удивление на лицах людей. Это было серьезным культурным шоком для города. При этом масс-медийная кампания, начавшаяся за два месяца до праздника, подготовила винничан к тому, что ожидается что-то новое, неординарное. И люди пришли. Да, не было столько, как в последние 3 года. Но 40-50 тысяч на Соборную вышли. Сейчас финальные мероприятия посещают до 100 тысяч.

Спрашиваете о деньгах?.. Да, это было недешево. За эти же деньги можно было пригласить Филиппа Киркорова. Люди гарантированно собрались бы, но было бы обыкновенное мероприятие для нескольких тысяч человек.

Парад сніговиків- С тех пор частенько удается проводить «малобюджетные» праздники… Ставка на них себя оправдывает?

- А многое прижилось без бюджетов. Например, парад снеговиков. Мы отказались от стандартного формата, и идея пришла сама собой. В ту зиму было мало снега, и тут он выпал… Попросили коммунальные службы с аллей и улиц собрать его у Фонтанной площади ЦПКиО им. Горького. Пришла масса народу, которые чуть ли не дрались за снег, чтобы слепить своего снеговика. Так мероприятие стало ежегодным. Покупаем только подарки для победителей.

- Что новенького будет в новогодне-рождественской программе этого года?

- Концепция новогодних мероприятий принадлежит Владимиру Борисовичу. Он, как никто другой, чувствует, что люди ждут, и когда-то сказал, что этот праздник должен быть светлым. Как в детском мультике, где много огней и теплая атмосфера. Поэтому изначально ставку сделали на новую иллюминацию, чтобы у горожан появились светлые ощущения. Первой засияла огнями Соборная, в этом году засияют проспект Коцюбинского, центральный мост.

Могу сказать, что с 19 декабря по 19 января центр города практически полностью превратится в новогоднюю площадку. Новогоднюю елочку откроют 19 декабря, рядом с ней появится ярмарка. Возле Башни, как и в прошлом году, в течение месяца тоже будет стоять небольшая елка и проводиться ярмарка. Резиденция Деда Мороза сохранит «прописку» на площади Независимости, там же будут проводиться самые разнообразные интерактивные игры.

- Вы не раз озвучивали информацию, что в течение 2013 года Винницу посетят около 600 тысяч туристов. Как их можно посчитать, ведь преимущественно к нам приезжают школьники на один день?

- Как таковой методики подсчета туристов не существует. Я с детства помню, что Винница значилась на туристической карте СССР как город, где имелись несколько объектов, которые включались в общегосударственные программы при посещении Центральной Украины. Речь идет, прежде всего, о музее Пирогова, куда везли всех школьников Советского Союза. Когда я стал заниматься туризмом, то выяснил, что наш город перестали воспринимать как туристический. Первое, что нам пришлось сделать в 2007 году, это восстановить «былую славу». Мы проводили конференции, презентации, встречи с коллективами. И эта работа дала свой результат.

Хотя это виртуальные цифры, но при подсчете количества туристов мы ориентируемся на количество экскурсантов, которые покупают билеты в музеи Пирогова, Коцюбинского и Краеведческий, за вычетом групп местных школьников. Уточню, не складываем количество посетителей, а вычисляем усредненный показатель.

Если в 2007-м такая методика позволяла определить, что музеи посещали около 100 тысяч иногородних, то в этом году – более 600 тысяч. Это означает, что как минимум, полмиллиона туристов побывали в Виннице. Далее. Мы понимаем, что кроме музея, приезжие посещают набережную Рошен, учитываем и тех, кто там бывает. Расчеты, прежде всего, необходимы на перспективу, чтобы оценивать динамику.

- Сколько фонтан «добавил» туристов?

- Добавил, сколько точно – сейчас не скажу, но речь о десятках тысяч человек. Конечно, «Ставка Гитлера», музей Пирогова и общегородские праздники сыграли свою роль в узнаваемости Винницы. Как, впрочем, и темпы динамики развития города. К примеру, киевлян удивить фонтаном мы не можем. Лично обошел больше 20 столичных школ, рассказывал о нем, как «изюминке», но у школьников он не вызывает желания приехать в Винницу. Поэтому «работает» комплексная система мер, которая дает общую узнаваемость города. Мы сегодня позиционируем Винницу как «золотую провинцию». Такой параметр известен в Европе. Это означает, что здесь нет суеты, приятный городской микроклимат, ниже цены.

Один из акцентов, на который делается упор, — не поверите! — это винницкий трамвай. Киевские школьники с большим удовольствием едут посмотреть на «швейцарские» трамвайчики, которые являются достопримечательностью для всей Европы, где таких уже не осталось. Дети при виде наших трамваев приходят в неподдельный восторг. Поэтому мы включаем в программу экскурсии проезд на обычном трамвае. То есть, туриста неправильно привлекать чем-то одним, нужно комплексом «изюминок» – фонтаном, музеями, трамваями…

- Вы говорили, что ориентировочно каждый турист тратит в Виннице 50-70 гривен. Поэтому задача стоит не столько в увеличении количества приезжих, сколько в том, чтобы они больше оставляли в городе денег. Какими путями этого можно достичь в наших условиях?

- Это правда. Сейчас мотивации у большинства туристов хватает, чтобы приехать утром в Винницу и вернуться вечером домой. Чтобы люди задержались и потратили больше, нужно создать новые аттракции. Тогда человек будет понимать, что за один день все не осмотрит и останется ночевать. Кроме этого, пока к нам в основном едут из близлежащих областей. Как только расширим географию до восточных и южных регионов, туристы станут приезжать на 2-3 дня. Думаю, что в 2014 году мы сможем реализовать эту идею. В результате загруженность отелей и ресторанов будет совершенно иной, а денег в городе туристы будут оставлять на порядок больше.

Мы выяснили, почему Винница не интересна, скажем, одесситам. Нам объяснили, что нужны, во-первых, завершенный турпродукт, включая местную турфирму-партнера, а во-вторых, мотивационная составляющая. То есть, должна быть новость. Думаю, что новыми будут события всеукраинского масштаба, которые мы запланировали на следующий год. Среди них фестивали, которые привлекут людей разных поколений.

Следующее. Город может развиваться как центр образовательного туризма. Почему бы в Винницу не приезжать, чтобы обменяться опытом и получить новые знания?.. Отличная мотивировка. Мы предложим проведение тематических экскурсий, которые вписываются в школьную программу. Нынешнее поколение детей не хочет воспринимать историю по учебникам, заинтересовать их можно лишь интерактивом. И мы намерены предложить им занятия под открытым небом по самым разным темам – от «Украинской народной республики» до «Второй мировой войны». Это направление только начинает развиваться, а через несколько лет, поверьте, будем бум…

- Доступ к некоторым винницким «изюминкам», мягко говоря, ограничен. Музеи Воздушных сил, шоколада и «Истории винницкого трамвая» находятся на ведомственной территории, куда попасть могут только организованные группы и по предварительному согласованию. Бывший «бункер Ворошилова» реконструируется под храм. Могут ли городские власти повлиять на ситуацию, чтобы упростить туристам процедуру попадания на эти объекты?

- Я считаю, что в свое время объект, который называют «бункер Ворошилова», следовало взять в коммунальную собственность. Не взяли… Уже поздно. Что касается ТТУ, то думаю, что в ближайшее время предприятие «откроет двери», перенесет музей или найдет иное решение, потому что им это тоже нужно для популяризации объекта. То же касается и музея на территории фабрики «Рошен». Любое предприятие, работающее над позитивным имиджем, будет привлекать посетителей к «ведомственным» музеям различными способами. Это вопрос времени. Думаю, такая же участь ждет и завод МВД «Форт», и «Кристалл», где тоже есть свои музеи.

Увидите, пройдет несколько лет и завод «Форт» будет делать публичные «отстрелы», соревнования. Пока экономическая ситуация обстоит так, что руководству предприятий не до музеев. Если они будут успешно работать, то доступность к их экспозиционным залам быстро упростят. Такова мировая практика. Более того, очень скоро наши компании поймут, что проще и дешевле вкладывать средства в презентационные залы, музеи своего производства, нежели в телевизионную рекламу. Человек пришел, увидел и гарантирована его любовь, как минимум, на несколько лет. И никого не придется заставлять. На предприятиях очень четко видят изменения в городе и растущую туристическую привлекательность.

Проблема доступности музея авиации на территории штаба Воздушных сил ВС останется. Вы же знаете о реорганизации структур Минобороны. Подождем год, тогда будет ясно, какими будут наши Вооруженные силы.

- Вы имеете в виду разговоры, которые велись с начала года о переводе штаба Воздушных сил из Винницы в Киевскую область?

- Я не компетентен в этих вопросах, но если предположить, что это случится, то не думаю, что экспонаты кто-то станет увозить. Скорее всего, их передадут городу. Исключать такое развитие ситуации нельзя.

- В лесном массиве на ул. Тарногродского находится бывший командный пункт 43-й ракетной армии. Территория нынче в частных руках, но фактически не используется собственником. Мэрия не рассматривает ее как потенциально привлекательную в туристическом плане?

- Я ездил туда. Объект интересен, но сегодня требует вложения инвестиций в размере нескольких миллионов гривен. Это неподъемная сумма для мэрии. Исходя из европейской практики, на которую мы ориентируемся, очень тяжело раскручивать объекты, находящиеся вдали от центра города. Никто не будет ехать туда ради одного объекта, каким бы интересным он ни был. Значит, нужно создавать комплекс, включающий большой развлекательный центр с аквапарком, чтобы человек провел в этом районе хотя бы полдня.

Сегодня нет свободных денег в таком количестве, а честно говоря, если бы и были, то мы бы вложили их лучше в Замковую гору, Муры или остров Кемпа. Это три базовых места, вокруг которых сосредоточена история Винницы. Развивая любой из них, мы получим гарантированный эффект по привлечению туристов.

Правда, там есть свои проблемы. Так, любые работы в Мурах требуют согласований на уровне облгосадминистрации, облсовета и мэрии. На сегодняшний день единого видения у трех институций нет. Помните, когда-то была идея создания там «Музейного дворика» и даже завершенный проект?..

- Несколько лет назад ее обсуждали, а затем отказались. Якобы не нашли денег?..

- Для реализации планов следовало перенести гаражи ОГА. К тому же саму идею не все поддержали. В итоге часть территории отдали под монастырь. Правильно поступили или нет – не берусь судить. Но чтобы принять другое решение о развитии этой территории, нужно отменить прежнее. Конечно, если, восстановив часть крепостной стены, там воссоздать старинное украинское местечко, то для туризма объект был бы просто шикарным. Но, повторюсь, было принято другое решение. И его нужно воплощать в жизнь. Еще есть Замковая гора и Кемпа, которые нужно развивать.

Более того, создавать загородные объекты я считаю сегодня неперспективно. Мы располагаем музеем жертв фашизма, расположенном на «ставке Гитлера». Его нужно развивать. Да, отношение к этому месту не однозначное, но когда в обществе возникает дискуссия, это только стимулирует интерес. Другое дело, что вместе с ветеранами и историками нужно очень грамотно подходить к вопросу наполнения экспозиций военно-исторического центра. Территория ведь позволяет. Кстати, как вариант, там можно расположить музей авиации и военной техники. Но опять же музейная территория находится за границей Винницы, и городские власти не могут влиять на принятие решений.

- Если туристы станут приезжать на пару дней, им придется где-то ночевать. Винницкие гостиницы отчасти используются под офисы. Есть ли необходимость в открытии новых отелей, и будут ли они востребованы в ближайшие 5 лет?

- Поскольку мы развиваем туризм, отели городу нужны. Однозначно. Необходимо еще до 300 мест. Спрос есть на отели эконом-класса. В центре города нужна хорошая гостиница европейского образца для «бюджетных» туристов. Проще говоря, это «студенческое общежитие» гостиничного типа. Не хватает Виннице и базовой 3-звездочной гостиницы с ценами на проживание, соответствующими европейским стандартам.

Не удивляйтесь, сегодня винницкие гостиницы дороже аналогичных в Польше, хотя сфера услуг в городе находится в зародышевом состоянии. Не только отели, но и рестораны, кафе. Сегодня не проблема поселиться в гостинице – проблема получить там качественный сервис.

Думаю, что новые объекты создадут очень серьезную конкуренцию существующим. В ближайшее время в центре появится несколько новых отелей. В следующем году откроется «Франция». Не хочу наперед говорить об этом, но в городе будет еще, как минимум, три мощных гостиницы.

Офисы в гостиницах – это пережитки прошлого. Никогда небольшая долгосрочная аренда не даст столько прибыли, как гостиничный номер. Сегодня выгодней сдавать в аренду лишь потому, что не нужно вкладывать средства в реконструкцию, не нужно думать о сервисе, не нужно управлять. В гостиничном бизнесе у нас грамотных управляющих тоже нет. Мы заключили соглашение с торгово-экономическим университетом для подготовки кадров, которые смогли бы управлять такими объектами. Так что скоро будут…

При этом, с одной стороны, в период пиковых нагрузок местные гостиницы и сегодня не могут вместить всех желающих остановиться, а с другой – всегда будет сложно «заполнить» гостиничные номера во время туристических «пауз». Как на приморских курортах. В Винницу ехали и будут ехать весной и осенью. Это факт. Ничем тенденцию не изменим.

Руслан Анфилов- Все знают, что Вы – закоренелый путешественник. Чем еще увлекаетесь?

- Мое самое большое увлечение – моя работа. Банально просто. Я зарабатываю тем, что мне нравится. Вот мы с вами встретились в субботу. Для меня это такой же рабочий день, как пятница. Отличие лишь в том, что номинально выходной день я могу проводить не в таком графике, как того требуют порядки горисполкома. Планирую встречи без привязки к совещаниям, мероприятиям.

Путешествовать я действительно люблю, но мои поездки зачастую связаны с работой. Как только появляется возможность посетить семинар, где организаторы предлагают компенсировать расходы на транспорт, стараюсь съездить. Еще увлекаюсь информационными технологиями, компьютерной техникой. Очень люблю водить автомобиль, а остальное, типа рыбалки, ушло на второй план.



Переглядів: 6305
Поширень: 0