В подавляющем большинстве случаев «большие начальники» дают интервью в собственных кабинетах. Следуя этой традиции, Дед Мороз встретился с журналистом в своем деревянном домике, временно сооруженном в самом сердце Винницы, пишет РЕАЛ.
Известный винницкий КВНщик, диск-жокей, журналист, создатель винницкого рок-клуба, шоумен, организатор всевозможных шуточных (и не только) фестивалей, конкурсов и просто ходячий креатив Александр Шемет зимой и без грима похож на главного новогоднего персонажа, а когда облачается в наряд, то иного Деда Мороза маленькие горожане и представить себе не могут. Сам он вовсе не жалеет того, что за несколько лет конкретно вжился в образ, ведь дети, поверив в сказку, даже встретив его летом – без верхней одежды и посоха, – узнают того, с кем под Новый год делились желаниями.
- Александр Михайлович, а кто автор шутки: «Кому в жизни не везет, тот идет на ГПЗ»? Ходят слухи, что она Ваша…
- Это народная шутка… Я тут ни при чем. Первыми, кто получил квартиру в микрорайоне рядом с заводом, были приезжие из других городов, которых, как специалистов, приглашали в Винницу. Вероятно, винничан предприятие не очень прельщало.
- Ваша трудовая деятельность началась именно на подшипниковом заводе. Почему выбрали профессию токаря?
- В то время рабочие профессии были в чести. Окончив школу, я для себя так и не определил, кем хочу стать. Это только потом я понял, что руки не из того места растут. Если молоток в руки беру, то по пальцу ударю, если отвертку – то потеряется. Токарное ремесло выбрал случайно. Хотя мне с детства говорили: «Учись, учись!», а я будто назло отвечал, что пойду трудиться на ГПЗ и стану получать хорошую зарплату, а потом и квартиру дадут. Зачем для этого хорошо учиться? Кто же знал, что все в мире так изменится?
У меня часто спрашивают, не жалею ли, что пошел на завод, не получив высшего образования? У меня по жизни есть два девиза. Первый – «Лучше быть, чем казаться», а второй – «Все принятые решения правильные». Но так получилось, что с молодости я никогда «не клал все яйца в одну корзину». Мне всегда как-то везло. Даже с заводом. Смена была четко регламентирована по времени. Поэтому, работая на ГПЗ и имея в «тылу» рабочую профессию и зарплату, по вечерам я мог заниматься, чем хотел. Так я стал диск-жокеем. В те годы не было разделения на DJ, MC и PJ, поэтому приходилось совмещать «три в одном», в том числе и танцевать самому. Поначалу дискотеки были увлечением, которые тогда еще не приносили материального бонуса, а со временем – когда все в нашей жизни круто поменялось — увлечение помогло построить вместе с родителями дом.
Мало того, когда в доперестроечное время «заграничная» музыка была под запретом, КГБ не могло серьезно заниматься мной – я не относился к среде интеллигенции. Наоборот, я был рабочим – значит, гегемоном, носителем власти в стране. Иначе мог бы пойти другими путями, может и по лагерным шконкам.
Поэтому совершенно не жалею, что работал токарем на ГПЗ, был вулканизаторщиком в пожарной части. В Чернобыль в 1986-м не попал, но пожарные рукава, вернувшиеся оттуда, мыл. Потом я был «деревянным» слесарем на масложиркомбинате. Почему деревянным? Первое, что полагалось делать слесарю на ТЭЦ, когда прорывает трубу – забивать в это место деревянный колышек… Параллельно я увлекся КВН. А когда советская система развалилась, востребованными оказались другие мои умения, которые удалось конвертировать в профессии. Например, журналиста. И я стал профессиональным журналистом.
- Что подтолкнуло?
- Я в школе хорошо писал сочинения. Учительница под ними ставила две оценки: «пять» за содержание, — у меня всегда было собственное мнение, и я умел его выражать, а за ошибки — «см». То есть «смотрела». Почему так? Я, наверное, до сих пор являюсь рекордсменом школы по количеству ошибок на пяти страницах. Тяжело меня в этом превзойти. Сделал 33 оригинальные ошибки. Хотя у меня был друг, который ухитрился сделать знаменитых четыре ошибки в слове из трех букв. Слово «еще» он написал – «исчо».
Так вот, у меня всегда было собственное мнение и неплохие учителя, а по русской литературе и вовсе гениальная женщина. Она научила меня любить слово и пользоваться им. Так получилось, что в то время, когда я формировал свой словарный запас, Винница на 80% была русифицирована. Поэтому на русском мне проще писать, хотя «потихоньку» — я ж не Азаров — и по-украински могу, правда, с русизмами.
КВНщикам всегда нужно было что-то выдумывать новое. И хоть мы писали коллективно, все же сбивать отдельные шутки в единый сценарий уже приходилось непосредственно мне. Выстраивал в единую канву, разбивал на завязку-развязку, то есть делал то, что требуется для любого завершенного литературного произведения.
Моя регулярная (вообще-то меня еще при советах печатали как музыкального обозревателя в стиле рок в местной и даже московской прессе) журналистская деятельность началась с того, что Татьяна Гречановская попросила меня что-то написать для газеты «Иштар». Пока я написал, ее уволили. У меня на руках остался материал. Посмотрел на него и подумал – жалко, если пропадет. Начал выбирать, куда его можно «пристроить». Мне очень понравились «Винницкие ведомости», и я предложил статью редактору этой газеты Юре Пархомчуку. Ему понравились мои первый опусы, и он не поскупился на похвалу. А я — грешен — это дело люблю. Потом была масса других материалов. Юра, в принципе, и учил меня журналистике. Как я учился, это уже другой вопрос… Но я всегда очень комфортно себя чувствовал и в других изданиях, где с ним работал. Без него мне все это очень быстро надоело.
Журналистика в Советском Союзе предполагала, что когда ты пишешь, что-то меняется. Тебя слышат. А когда пошел сплошной информационный поток, в котором все терялось, и я понял, что не могу изменить этот мир словом, решил, что нужно делать что-то другое. Тогда и начал более серьезно заниматься искусством, если таковым можно считать КВН. И это меня, с одной стороны, кормило, а с другой — дало возможность увидеть мир, страну.
- Моим коллегам Вы рассказывали, что в КВН первой на сцене Вам досталась роль тумбочки…
- Будучи диск-жокеем, я всегда комфортно чувствовал себя на публике постоянно импровизируя. В КВН импровизация хороша лишь в некоторых конкурсах. А, например, визитка и домашнее задание предполагают, что нужно заучивать тексты и правильно их произносить. У меня же до сих пор не получается декларировать заранее подготовленные и утвержденные речи. Даже вот сейчас на открытии «Резиденции Деда Мороза» на день Святого Николая четыре строчки текста исказил, как только смог. Стихи заучивать терпеть не мог. С детства не понимал в этом смысла. Теперь, правда, стал понимать, но, тем не менее, привычка импровизировать сохранилась. Поначалу мне было очень сложно и в КВН, и поэтому достаточно долго я был «украшением сцены», как импозантный большой мужчина…
Вообще-то в КВН я пришел достаточно поздно. Обычно начинают в студенческом возрасте, а мне было уже за 30. Если выходит на сцену взрослый человек, то зрители от него ожидают нечто интересное. Не мог же я, как мальчишка, провалиться. Подспудно чувствуя это, я одевал, к примеру, пиджак с кучей медалей. Точно так же с тумбочкой. Сначала ее выносили, а потом меня, как памятник, и ставили сверху на эту тумбочку.
- Сколько людей выносило?
- По-разному… Тогда я не был таким красивым, как сейчас. Было такое, что и я выносил. Например, Васю Климчака, который в свое время был директором ТРК «Эра», а тогда учился в нашем пединституте… Потом я себя нашел в другом. Так случилось, что у команды было все, кроме капитана. Все просто отказались быть капитаном, и на это звание остался один претендент в моем лице. Пришлось отдуваться, и оказалось, что это мое. Конечно, довелось достаточно долго учиться. В Виннице все капитаны были очень интересными, многогранно талантливыми людьми, но благодаря внешности и расположению к людям, я освоился.
Есть еще такое понятие, как харизма. Мне так кажется, что я таковой не обладал. Мой брат Виктор, когда выходил на сцену и что-нибудь говорил, сразу же все смеялись. И не важно, что он говорил… У меня такого не было. Я долго учился, чтобы адекватно вести себя на сцене, то есть правильно реагировать на партнеров и ситуацию. Со временем мне это удалось.
- Два года назад Вы рассказывали «РЕАЛу», что хотите к 50-летию винницкого КВН создать в городе Стены смеха и сквер имени этой игры. Планы, хоть и без привязки к дате, остаются в силе?
- Эта идея до конца не умерла. Сквер напротив ГДИ «Заря» существует, он остается безымянным. Поверьте мне, очень мало городов, где КВН существует более 50 лет – с 1962-го. Причем, винницкая школа воспитала не просто «смехачей», а людей, которые сейчас являются лицом и душой нашего города. И так было всегда, несмотря на то, что многие уезжали. Поэтому не только я, но и многие КВНщики считают, что сделать такой топоним, как сквер КВН, нужно. Да, существует Дом КВН в Москве. Но топонима нет, если появится, то Винница станет первой в этом плане. По разным причинам к 50-летию мы не успели, не собралась какая-то очень важная комиссия…
Почему именно сквер? Можно было бы улицу назвать, но это дорого. Сквер проще. Повторюсь, идея не умерла, серьезней подготовимся, и обязательно сделаем. Дело в том, что если называть сквер, то он должен быть смешным. Значит, ему нужна Стена смеха. Но какая? Может быть, ее стоит украсить колокольчиками или чем-то другим. Нужно придумать что-то, чтобы люди ходили специально в сквер КВН и там было смешно … Впрочем, еще нужно придумать и как собрать для реализации самой идеи деньги…
Знаете, не всегда удается быстро реализовать хорошую задумку. Эта из разряда таких… Вот, к примеру, с Винницианским фестивалем пародийного кино все было иначе. Летом придумали, а осенью провели первый, потом следующий. Хотя, между прочим, это самое затратное мероприятие из всех, которые организовываются в Виннице. Каждый раз очень сложно договориться с гостями, собрать средства для их приема, но ничего — пока находим, провели семь фестивалей, думаю, и в будущем будем проводить.
- Выбор Вами журналистского псевдонима «графиня Корейская-Грохольская» связан с Вашим местом проживания на Корее или этому предшествовала иная история?
- Я пользовался для подписи своих статей разными псевдонимами. Наверное, это не совсем и правильно, ведь все-таки журналисту стоит создавать определенный имидж, но тем не менее. Как-то возникла идея вести светскую хронику. Это был абсолютно новый жанр для Винницы. Да и какая у нас светская жизнь? Жиденькая, образно говоря. На Западе такие колонки, как правило, ведут светские львицы дворянского происхождения. Поэтому я решил «создать образ» максимально приближенный к европейским стандартам, но с местным колоритом.
Между Кореей и Пятничанами находится старинный парк графов Грохольских, так что выбор псевдонима, в принципе, можно назвать логичным. Кстати, позже меня познакомили со знаменитым польским кинорежиссером Кшиштофом Зануси и его супругой — настоящей графиней Эльжбетой Грохольской. Мы с ней нашли общий язык, хотя она говорила по-польски, я – по-украински, и графиня разрешила мне и в будущем использовать ее родовую фамилию.
- Сегодня, Вы, наверное, как никто другой в Виннице вписались в образ Деда Мороза. Комплекция подходящая и борода натуральная… Детишки пробовали ее на прочность? С какими самыми необычными или банальными просьбами к дедушке Саше обращаются маленькие винничане?
- Между прочим, лично я перестал верить в существование Деда Мороза еще в детском саду. Произошло это при самых банальных обстоятельствах – увидел за ватной бородой женскую шею. Наверное, это неправильно, когда детей обманывают. Они должны верить в сказку, в прекрасное. Когда я сам впервые облачился в одеяния Деда Мороза, то поверх своей натуральной бороды надел искусственную. Дети заметили подвох. Вот я и решил, что нечего обманывать! С тех пор костюм на мне казенный, «резиденция» тоже, а борода собственная. Иногда дети ее проверяют… Зато верят.
А еще благодаря этому образу на Центральном рынке мне делают 30%-ю скидку. Хожу по базару, продавцы узнают и сами останавливают, предлагают, чтобы у них продукты купил. Одна женщина рассказала, что моя фотография у нее в рамке дома висит. Так что я почти как Ленин раньше. К ней внук приехал погостить, сфотографировался с Дедом Морозом, а это единственное «свежее» его фото…
Что касается детских предновогодних просьб в этом году, то в этом плане все очень просто. На первом месте – планшет. Это абсолютный лидер по количеству желающих его детей. С одной стороны, наверное, это хорошо, он позволяет детям все же быть мобильными, а не привязанными к компьютеру и столу. На втором – всевозможные машинки на радиоуправлении, а на третьем – конструкторы «Лего» и различные куклы мультяшных героев. Но многие детишки просят животных и здоровья для своей семьи.
Помню, как в прошлом году ко мне пришел мальчик, и я смог тут же исполнить его желание. Он хотел, чтобы мама вечером разрешила ему поиграть на компьютере. Я позвонил его маме, и она пошла нам навстречу. Так что очень приятно чувствовать себя волшебником. Девушки обычно просят хорошего мужика…
- Тоже помогаете?
- Стараюсь… Я по глазам это вижу, что они верят в Деда Мороза. Говорят, я дарю улыбку. Мне кажется, что главное — это выражение глаз. Только по ним можно понять, что ты делаешь что-то нужное людям. А с другой стороны, это только часть той работы, которую я стараюсь делать в городе, для того, чтобы он стал лучше.
Винница имеет одно неоспоримое достоинство — она находится на перекрестке, и это надо продавать, а для того, чтобы продать, мы должны создавать определенные события, должны быть особенными.
Между прочим, наш город вполне может стать внесезонной резиденцией Деда Мороза. Винничанка Лена Павлова еще в 2008-м запатентовала брэнд «Украинского Деда Мороза», это означает, что никто другой не может претендовать на подобное звание. Да, и такой резиденции, как у меня, в других городах нет. Что-то пробуют, но все равно не сравнить с нами. У нас все по-настоящему. У нас каждый ребенок получает свой подарок.
Лично я мечтаю, чтобы у нас появилась летняя резиденция на Кемпе — маленький детский городок на острове, куда можно было бы переправляться на кораблике или пароме. Хочется, чтобы там был лагерь, где можно было бы научиться разводить костер, рассказывать страшилки, драться подушками… Это то, что было в нашем детстве, когда мы умели делать игрушки сами и выдумывать себе развлечения без компьютеров.
Хочется сделать в Виннице и многое другое. Например, музей украинского вина. Наш город – единственный на планете, который назван в честь вина. Такой музей не может быть в Одессе или Крыму, там никто не захочет иметь «под боком» конкурентов. А мы можем себе позволить такое заведение, тем более что его несложно организовать. Я уже не говорю о том, что там можно будет дегустировать, а это очень интересно. Все, кто ездил в Крым, знают насколько… Да, море к Виннице мы не можем «подтянуть», но вино-то можем. Делаем же дома, и хорошее. Я, например, этим серьезно балуюсь.
- Поделитесь винодельческими секретами?
- Помимо обычных виноградных я делаю вина, которые никто не готовит. Например, кизиловое. Если вишневое еще можно встретить заводского разлива, то кизиловое вино не найдете. В моей маленькой домашней винокурне есть и черноплодно-рябиновое вино. Оно, кстати, единственное, которое понижает давление, а не повышает.
В этом году ухитрился сделать малиновое вино. Малина обильно уродила… Очень вкусное получилось.
Есть профессии изначальные – пекарь, столяр, кузнец, винодел. Они связаны с определенной первородной магией. К созданию коньяка причастны ангелы. Во Франции место, где хранится отстоявшийся коньяк, называют раем. Наверное, это не выдумка. Нам кажется, что многие напитки придуманы случайно. Ведь что такое коньяк – это продукт двойной перегонки виноградной водки. Одному человеку когда-то приснилось, что ее нужно второй раз перегонять…
На эту тему я могу говорить часами. Кизиловое вино, я так предполагаю, появилось раньше, чем виноградное. Когда с дерева падали плоды кизила и животные их ели, то пьянели от того, что плоды перебродили. Наверняка, люди заметили эти свойства плодов гораздо раньше, нежели научились перерабатывать виноград.
- Вас за глаза называют неким символом города, как киевского футбольного болельщика Парамона. Всенародная любовь – это отлично, но у нее, как правило, есть и обратная сторона. Часто встречаетесь с критикой в свой адрес?
- Все с ней встречаются. Например, очень многие не только считают, что я – еврей, но и в глаза мне это говорят, даже называют жидом. Им не нравится моя фамилия. Хотя эти люди совершенно не понимают, о чем они говорят. Я из древнего казацкого рода, который вместе с Байдой Вишневецким строил на Малой Хортице первую Сечь. Редактором самой первой еще при царе в России украиноязычной газеты «Хлебороб» был Николай Шемет, позже братья Владимир и Сергей Шемет стояли вместе с Николаем Михновским у истоков украинского национализма. Что интересно, некоторые люди свято верят, что мой родной брат Виктор – чистый украинец, а я – еврей и возмущаются, «зачем нам этот жидяра в роли Деда Мороза»? Такие «критики» мне не могут нравиться.
Для себя я уже давно определил, что мне не так важно, что обо мне думают и говорят другие. Для меня важно, что о себе думаю я. Поэтому я горжусь тем, что меня называют евреем. Это древний и мудрый народ, который первым придумал раздельное питание. И в то время, когда у всех народов мира средняя продолжительность жизни превышала едва 40 лет, евреи жили в два раза дольше. С детства помню, как в сквере Козицкого звучал идиш, которого никто не понимал. Помню бабушек, сидевших у подъезда и всегда смотревших в вечность. Это же настоящая Винница! Мало кто знает, что в 1887 году евреи составляли большинство населения нашего города, а в не таком уж и далеком 1959 году каждый шестой винничанин был евреем.
Что касается профессиональной критики, то я стараюсь воспринимать ее адекватно. Самыми главными критиками могу назвать свою жену и детей (они уже взрослые), они всегда говорят, если я что-то делаю, по их мнению, не так.
- Вы коллекционируете оригинальные бутылки, подстаканники, пивные бокалы, свои фотографии в разных шляпах. С чего началась эта страсть? И, кстати, над систематизацией коллекций не задумывались?
- На Западе собирательство считают болезнью. Существует градация, так вот, у меня по этой классификации — самая легкая форма. Я собираю много чего. Наверное, сыграло свою роль и то, что перед трудоустройством на подшипниковый завод я все же поступал на исторический факультет нашего пединститута. Люблю систематизировать и анализировать. Начинал коллекционировать я с бутылок. В рамках Ассоциации КВН Украины я разъезжал по стране и подбирал необычной формы бутылки. Везде, даже там, где нормальные люди не роются. Меня поэтому прозвали «бомж ассоциации». Со временем понял, что все бутылки собрать не смогу, поэтому стал использовать экземпляры коллекции для наполнения их вином.
Потом так получилось, что друзья стали дарить пивные бокалы. Моя коллега Инна Вайсфельд уехала из Винницы. Здесь она не была КВНщицей, а в Ульме (земля Баден-Вюртенберг, – прим. авт.) приобщилась к игре. Она попросила меня одолжить шутку, я одолжил, и с этой шуткой команда выиграла чемпионат Германии по КВН разминке. В знак благодарности мне прислали бокал. Он интересен тем, что на крышке написано «W. Germany», то есть его выпустили до объединения Германии в 1990-м. Друзья увидели и продолжили традицию дарения. Но обычно бокалы они прихватывали на память в пивнушках по всей Европе. Поэтому, если вы сейчас «забьете» в «Гугле» мою фамилию, то прочитаете, что Шемет – обладатель коллекции ворованных бокалов (смеется).