- Антон Юрьевич, Арсен Аваков в начале сентября начальником областной милиции вместо Олега Школьного назначил Игоря Моренца. С чем связано такое кадровое решение, и имеет ли оно политический подтекст?
- Я не касаюсь кадровых назначений, поэтому не владею информацией относительно фамилий. Думаю, что никаких политических подтекстов быть не может. Арсен Аваков – это народный министр внутренних дел, человек, который был на Майдане, и он не будет давать предпочтения исходя из политических взглядов.
- Каковы «слабые места» винницкой милиции? Как советник министра уточните, какие службы считаете наиболее уязвимыми?
- В любой милиции, в том числе винницкой, самыми слабыми я считаю два направления. Первое — ГАИ. Работа инспекции вызывает возмущение граждан, с одной стороны, а с другой, наши граждане сами готовы для уклонения от уплаты штрафа давать взятки. По социсследованиям, в девяти из десяти случаев водители, превысившие скорость, сами предлагают 50 гривен работнику Госавтоинспекции, чтобы потом не платить 250 грн. И это факт.
Второе – служба, связанная с работой экономического блока. У всех на слуху случаи, когда не выявляются нарушения законодательства в сфере экономики. Причем, не единичны ситуации, когда само законодательство совершенно не эффективно, и предприниматели стремятся не доплатить или не выполнить нормы. Им просто выгодней заплатить взятку. Это беда всей милиции, и, повторюсь, винницкая – не исключение.
Что касается работы уголовного розыска, то в целом по всей Украине ситуацию я считаю нормальной, в том числе и потому, что 8 лет (в 2004-05 годах и с ноября 2011-го, — прим. авт.) на должности начальника департамента угро находится такой профессионал, как Василий Паскал. В уголовном розыске есть определенная школа и система, а в других департаментах начальники часто менялись, не было системы преемственности и отбора кадров.
Подчеркну, милиция – очень сложный инструмент, который не может быстро изменяться. Тем более что максимально остро стоит проблема текучки кадров. За последние 5 лет из органов милиции уволилось до 40% сотрудников. На их место пришли новые. Это все ненормально. Критически мало профессионалов, людей с опытом. Сейчас очень сложно найти сотрудника, который проработал в милиции 15 лет.
- Порой на местах милиция настолько «срастается» с бизнес-структурами или районной властью, что фактически позволяет им устанавливать собственные порядки. Как считаете, ротация начальников райотделов помогает разрушать эти связи?
- В любом случае ротация для госслужащих — это правильно. В какой-то мере она помогает разрушить старые связи, хотя, конечно, переводами начальников из одного райотдела в другой проблема не решается. На новом месте милиционер может быстро наладить необходимые связи. Будем объективны, чтобы начальнику милиции не нужно было думать, где ему заправить машину и за что купить ребенку подарок на день рождения, он должен получать зарплату, за счет которой сможет полностью обеспечить себе жизнь.
Могу привести пример американской полиции. Там обычный сотрудник патрульно-постовой службы получает 5 тысяч долларов в месяц. Нашему начинающему «пэпээснику» платят 1700 гривен, а начальнику райотдела – 6-7 тысяч гривен. Понятно, что зарплата, как и у других бюджетников, не соответствует уровню ответственности. Нужно понимать, что система правопорядка стоит дорого. И работа в ней должна быть престижной. На сегодняшний день милиция всеми оплеванная, всеми ненавидимая, с низким уровнем зарплаты. Как при этом вы хотите, чтобы милиция была образцом для подражания? Сказок не бывает…
Отношение к милиции нужно постепенно менять. Но чтобы приходили новые и свежие лица, нужно создавать условия. Я не могу пригласить на работу в милицию интеллектуального и образованного, умного и способного честного человека, и платить ему 2 тысячи гривен.
- Некоторые парамилитарные формирования под видом «борьбы за справедливость», называясь «самообороной», занимаются на местном уровне откровенным крышеванием бизнеса и лоббированием интересов отдельных чиновников. Прецеденты на Винничине уже имеют место. Милиция возьмется за эти группировки, когда в стране установится мир?
- Милиция уже взялась за эти группировки, начиная с марта. Одна из таких парамилитарных группировок была в Ровенской области, и возглавлял ее Саша «Белый» (лидер ПС Западной Украины А. Музычко, — прим. авт.), который совершил ряд правонарушений и по ним были открыты уголовные производства. В рамках этих производств его должны были задержать. Если бы он не оказал вооруженное сопротивление, то был бы жив-здоров, и может быть баллотировался в Верховную Раду. Если бы к этому моменту не успели осудить, то возможно был бы депутатом, как народный герой Украины…
Милиция занимается такого рода вопросами, но все охватить не может. Мне уже дали заявление аграриев, в котором жалуются на то, что у них отобрали урожай, и по конфликту между фермерским хозяйством и «самообороновцами» в селе Зведеневка Шаргородского района мы будем разбираться. Если окажется, что ситуация выглядит так, как мне рассказала женщина, представляющая интересы агрофирмы, то, думаю, ее обидчики получат «хороший удар в челюсть». (Тут Антон на секунду призадумался и уточнил: «Да, напишите именно так, грубее выражаться не хочу». – Ред.).
- Арсен Аваков заявил, что после завершения военных действий и проведения реформы правоохранительной системы, каждому милиционеру предоставят соцпакет. Что он будет собой представлять и в какую сумму выльются затраты, естественно, сейчас сказать невозможно. Но хоть к чему стремитесь, исходя из наших реалий?
- По моему оценочному суждению, зарплата рядового работника милиции должна быть в эквиваленте тысячи долларов. Тогда сотрудники ППС будут выполнять свою работу и держаться за нее. То есть, он должен получать примерно на 30% выше среднего. Скажу, что помимо этого нам нужно подтянуть зарплату всех бюджетников.
За счет чего можно платить больше? Первое – предусматривается сокращение милиции для приведения ее к среднеевропейскому уровню. Сейчас у нас 370 сотрудников на 100 тысяч населения, в Германии – 300, а ООН рекомендует – 220 правоохранителей. Второе – мы видим необходимость введения автоматизации при фискации ДТП. Не должно быть такого, что два гаишника три часа тратят на оформление происшествия, где одно авто царапнуло другое. Но для этого нужно менять огромное количество нормативной базы и обеспечить контроль за выполнением нормальных законов.
Приведу пример. Приезжает журналист к зданию МВД и снимает, как автомобили стоят просто на пешеходном переходе. Нарушение? Нарушение! При этом район, где находится министерство (ул. Богомольца, Печерск, неподалеку от Крещатика, — прим. авт.) спроектирован в 30-40-х годах, мест для парковки нет.
Спрашивается, как наказать водителя, нарушившего правила? Нужно дожидаться, когда он вернется и в его присутствии составить протокол. А если он бросил машину и придет к ней через 10 часов?.. В других странах инспектор выписывает штраф, кладет под стекло и фотографирует. Все. Существует масса вариантов, которые позволяют урегулировать различные моменты нормативными мерами или как нормативными, так и финансовыми рычагами. Мы прекрасно знаем об этом.
Что касается соцпакета, то им мы хотим обеспечить нормальные условия жизни сотрудников, которые позволят отбирать в милицию достойных. Допустим, сегодня приглашаем честного парня из глубинки служить в Киеве. Помимо зарплаты, мы должны обеспечить его жильем, а для этого нужно построить общежития. Съем жилья на окраине столицы обойдется в 300-400 долларов. Соответственно, никто не приедет работать в Киев за мизерную зарплату — я не могу найти таких! – и при этом еще искать деньги, чтобы оплачивать аренду квартиры. То есть, либо будет коррупция, либо нужно создавать условия.
- Каков ваш прогноз, когда РФ вновь перейдет к масштабным боевым действиям, или «приднестровским Донбассом» планы Кремля на ближайший год исчерпаны?
- Как минимум, приднестровский вариант на Донбассе – это уже реальность. И она связана с тем, что тот, кто не хочет кормить свою армию, тот кормит чужую. Это я об Украине, которая 23 года не занималась своей армией, в то время как сосед совершенствовал свою.
Фактически ту часть Донбасса Путин захватил. Мы могли бороться с группировками террористов и даже его военными, которых президент РФ отправлял в Украину, снабжая оружием, но противостоять регулярной армии России, вооруженной и организованной гораздо лучше нашей, мы оказались не готовы.
Путину не нужна земля Украины, как таковая. Ему не нужны природные ресурсы Украины, как таковые, или Крым. Это больше головная боль… Скажу только, что падение цен на нефть на 17% уменьшает доходы России на 55 миллиардов долларов. Если же сложить убытки РФ от всех санкций, то я думаю, они превысят 100 млрд. Сможет он их компенсировать Крымом или Донбассом? Крымский полуостров был дотационным в составе Украины, таким останется и в составе России.
Действия Путина по аннексии Крыма и созданию «приднестровья» в Донбассе – это шаги для укрепления его личной власти в России. Как инъекция, позволяющая сохранить свой прежний статус. Так вот, на сегодняшний день он свою программу выполнил. Он как бы показал, что «защитил русскоязычное население Донбасса». При этом «защищенные» граждане в большинстве разбежались — кто в Украину, кто в Россию, а остальные остались нищими и голодными. На оккупированных территориях востока полный социально-экономический коллапс. Это результат политики Путина и тех, кто его решил поддержать.
- Еще совсем недавно винницкое НПО «Форт» поставляло вооружение российским заказчикам. Теперь расторгло договора. Не планирует ли министерство наладить на этом заводе производство новых видов оружия, которые ранее не выпускали в Украине, но востребованных на фронте?
- Могу сказать, что предприятие министерство будет поддерживать, укреплять и помогать развиваться. Есть планы по увеличению производства, уже размещены заказы, не имею прав говорить какие, и что именно будут выпускать, но гарантирую всестороннее развитие. Скажу, что «Форту» дали «зеленый свет». В МВД ценят и уважают работу винницких оружейников.
- На каком этапе находятся уголовные производства по мэру Харькова Геннадия Кернеса и экс-губернатора Михаила Добкина?
- По сепаратизму дело в отношении Михаила Марковича Генпрокуратура закрыла. Насколько я слышал, не хватило доказательств того, что высказывания Добкина можно трактовать, как открытый призыв к сепаратизму. Возможности проверить эту информацию у меня не было. Хочу заметить о тенденции, которая характерна не только в этом случае. В отношении одиозных личностей есть много желающих говорить о том, что они такие нехорошие, и очень мало желающих стать заявителями и лично подать обращение в соответствующие органы. Очередь свидетелей не стоит. Людям страшно.
Что касается Кернеса, в производстве Генпрокуратуры есть уголовное дело, которое открывалось МВД по факту похищения, пыток и избиения двух граждан с Евромайдана, которые осмелились заснять на видеокамеру сюжет. На нем видно, как Кернес общается с бандитами. После того, как видео набрало огласку, его авторы были похищены и избиты… Следователь Генпрокуратуры хотел приостановить уголовное «дело» ввиду болезни Геннадия Адольфовича, но адвокаты потерпевших подали в суд ходатайство и предоставили видео, на котором Кернес утверждает, что он «живее всех живых» и все у него в жизни хорошо. Поэтому «дело» продолжают расследовать. Я лично считаю, что за полгода его давно можно было завершить и передать в суд. Это не дело о махинациях в банке, в котором 10 тысяч вкладчиков и каждого нужно опросить. В данном случае всего до десятка людей фигурирует. Но за полноту и качество расследования отвечает Генпрокуратура.
- Угрожали ли вам лично? Может по телефону… Не в связи с Харьковом, а вообще?
- Постоянно. В Faceboоk пишут, sms-ки отсылают. Но мне совершенно пофигу. Те, кто угрожают – не те, кто могут реально осуществить угрозы. Те, кто реально опасны, не угрожают.
- Кто, по вашему мнению, являются самыми авторитетными людьми в «ДНР» и «ЛНР»?
- Путин Владимир Владимирович. Все остальные не играют ровно никакой роли. Авторитетный – Путин, а его окружение из ГРУ ФСБ определяет, кто на сегодняшний день будет «дежурной женой».
- Где сейчас Игорь Гиркин («Стрелок») и «мэр» Славянска Пономарев?
- Насколько я знаю, Гиркин – в России. Ввиду того, что он приобрел достаточно большой политический авторитет в ярко радикальных кругах Российской Федерации, его нейтрализовали. Как конкурента… Его судьба может оборваться в ДТП или другим образом, потому что он представляет реальную опасность для Путина и обладает огромном количеством непубличной информации.
Что касается Пономарева, то это никому не интересный персонаж, его использовали и забыли.
- Так он жив?
- Честно говоря, даже не знаю.
- Какова общая реакция бойцов батальонов «Айдар» и «Донбасс», которым А. Аваков собирается предложить работу в милиции?
- Относятся к этому позитивно. Только давайте создадим им условия.
- Арсен Борисович заявил о роспуске добровольческого батальона за мародерство…
- Уточню, речь идет о неэффективности действий батальона «Шахтерск».
- Батальон «Кавказ» — это легенда или реальность? (В интернете гуляют истории, что «Кавказ» десятками уничтожает террористов и наводит на них ужас. – Ред.).
- Легенда. Такого не существует.
- Силовики заявляли о наличии на Донбассе 15-и бандформирований. Их численность и главари известны?
- Безусловно. На учете в милиции находится около 4 тысяч террористов, бандитов и прочих, которые собраны как по соцсетям, так и по другим источникам. Информацию постоянно собираем, идентифицируем, по каждому заведены «папочки». Но схватить мы их можем только, когда они приезжают на нашу территорию.
- Последние несколько дней активно муссируются разговоры о том, что Путин хочет «вернуть» Новоазовск, дабы лишить «дэнээровских» боевиков выхода к Азовскому морю и избавить от возможности завозить водным путем контрабанду. Насколько это соответствует планам Кремля?
- На самом деле это выгодно Украине. Захватив Новоазовск и «полосу» у Ростовской области, россияне увеличили «границу» с «ДНР» на 100 километров. Проведением переговоров мы хотим добиться того, чтобы они (российская армия, – прим. авт.) вернули Новоазовск, Тельманово и другие населенные пункты на юге Донецкой области. Чем меньше длина границы, тем проще ее охранять. Экономического значения эта «полоса» не имеет.
Переговоры идут, но Путин по-прежнему заявляет, что Россия никакого отношения к этому не имеет, хотя ничего не делается без его разрешения. Если бы Путин дал команду не стрелять, то никто бы не стрелял.