Александр Юрьевич рассказал «РЕАЛу» о легендарном скрипаче-футболисте Фиме, который олицетворял наш город, о том, почему иногородних туристов к нам везут ближе к вечеру, о необходимости объединения двух музеев «Вервольф», о мифе про герб Винницы и перспективе исследования катакомб, а также о варварском отношении в прошлые века к городским и земским архивам
Пожалуй, все согласятся с тем, что если не знаешь прошлого, то у тебя нет будущего. Как правило, изучением прошлого увлекаются в достаточно солидном возрасте. Жизненный опыт и мудрость якобы позволяют не только анализировать, но и, относительно отстранившись от сегодняшних событий, по крупицам собирать историю местности или города. Винничанин Александр Федоришен на собственном примере доказывает обратное. Поскольку рамки сообщества в социальной сети ограничивали возможности для изучения родного города, он создал ОО «Спільнота «Історія Вінниці» и любыми способами старается находить истину и опровергать мифы о тех или иных событиях в жизни родного города.
- Александр, сегодня Вы стали фактически не только лицом Винницы туристической, но и ее «голосом». Я имею в виду короткие исторические повествования, которые слышат пассажиры 4-го маршрута трамвая. Расскажите о себе, и уточните, что послужило толчком к увлечению историей родного города?
- Мое увлечение началось с семейных рассказов. Ребенком я был болезненным, в детсад не ходил, поэтому мной занималась прабабушка. Общение через два поколения на темы истории нашей семьи, генеалогических корнях и близкие этому темы заложили во мне понимание того, что именно это станет моим делом жизни. Разве что в школе я какое-то время подумывал стать медиком. Причем, ассоциируя медицину с музеем Пирогова. Потом, когда понял, что музей – это вовсе не медицина, я убедился, что не стоит сходить с ранее избранного курса.
Знаете, в детстве, путешествуя с родителями, мы всегда по дороге останавливались возле каждого памятника. Останавливались и узнавали, кому он поставлен… Прекрасно помню, как мама меня, четырехлетнего, в первый раз привела к нашей водонапорной Башне. Я посмотрел вверх, и у меня закружилась голова. Запомнилось, как в первый раз оказался во Львове. Сказал тогда, что это «город, который дышит историей». И мне стало обидно, почему Винница так не дышит? Просто тогда я не знал, что она таки дышит! И всей сегодняшней своей деятельностью я стараюсь доказывать себе, друзьям, знакомым, винничанам и гостям, что город дышит историей и здесь есть, что показать, о чем рассказать.
После школы я поступил в институт истории, этнологии и права, сокращенно истфак, Винницкого педуниверситета им. М. Коцюбинского. Теперь стараюсь соединять в себе три регалии — историка, руководителя экскурсионного бюро в частном музейном заведении «Пан Заваркин и сын» и главу общественной организации.
- Не кажется ли Вам, что приезжих больше интересуют «изюминки» Винницы и ее история, нежели самих горожан?
- Согласен. Хотя в последний год я стал замечать, что и у винничан интерес пробуждается. Если раньше большинство тех, кто заказывал экскурсии, были жители Киева, Львова, Житомира, Кировограда или других городов, которые приезжали к нам на уик-энд, то сейчас, даже несмотря на холодную ноябрьскую погоду, к нам обращаются винничане. Они хотят покататься на ретро-вагоне, услышать истории средневекового города, «Иерусалимки», Муров… Значит, им интересно. В первую очередь это учителя и школьники. Поэтому сейчас (и в «фонтанный» сезон, и после его закрытия) своих и иногородних экскурсантов практически поровну.
Все же у горожан еще сильны стереотипы. В нашем сознании Винница ассоциируется с несколькими культовыми сооружениями – это Собор, «Савой» и «Макдональдс». Как будто город ограничен периметром в один гектар. Почему-то мы забыли, что только по «каноническому» летоисчислению Винница существует свыше 650 лет, и история значительно богаче, чем кажется на первый взгляд. Чтобы больше ее узнать, иногда горожане приходят в краеведческий музей, но он больше ориентирован на всю область.
Поэтому лично я считаю, что нам очень нужен музей истории города Винницы. Может он появится через несколько лет, может через несколько десятков лет… Но он должен появиться. Спрос есть и очень большой.
Между прочим, чтобы его удовлетворить, и появилась необходимость нашу тусовку в соцсети «ВКонтакте» перевести в юридическую площадь и зарегистрировать общественную организацию. Когда предлагаешь идею, нельзя представляться интернет-сообществом. Пока это воспринимается с иронией, улыбкой. Наше общество обожает печати, фирменные бланки с резолюцией директора. Ну вот поэтому и появилось ОО. Хотя, повторюсь, зарождалась она в формате обычной интернет-тусовки таких же как я сумасшедших в хорошем смысле этого слова. А начиналось все с того, что по нашей региональной истории существовал настоящий информационный голод и в одной из групп посетители стали выкладывать фото, причем, с очень неправильными подписями. Стали их исправлять…
- Большинство экскурсий по городу проводите именно Вы. Чем, как гида, удивляют горожане?
- Неподдельной радостью. Для винничан – это открытие истории улицы или конкретного дома, возле которого они каждый день проходят. И эта радость более выражена, чем у приезжих. Видеть ее – огромное удовольствие.
Особенно люблю наблюдать за лицами пожилых людей, которые прожили в городе полстолетия или больше. Они потом подходят и признаются, что действительно не знают своего города. При этом многие из них сильны в городских легендах. Если у экскурсии уклон в большей степени на послевоенную Винницу, то, являясь живыми свидетелями тех событий, могут и сами что-то интересное рассказать.
В 1960-80-х легендарной личностью для города был скрипач Фима Пельцман. Его считают символом той эпохи и одной из самых колоритных фигур. Если в других городах ставят памятники трубочистам, водопроводчикам, то в Виннице, вероятно, нужен памятник Фиме Пельцману – он был бы олицетворением городской атмосферы и среды того времени… Фима был футболистом и играл за винницкий «Локомотив». Все, кто тогда жил в городе, помнят, как он во время одного из матчей сумел сломать обе ноги. Не знаю, как это возможно, но так получилось… Так вот, на следующий день винничане выстроились в огромную очередь, чтобы «почтить Фиму» и принести ему сладости, варенье и бутылочку домашнего самогона.
После полученной травмы Ефим Пельцман перестал быть легендарной персоной для винницкого футбола и стал «основой» для городских музыкальных легенд. Он выступал в оркестре в кинотеатре им. Коцюбинского, а подрабатывал в ресторане «Украина». Расположены они рядом, поэтому, как только «запускали» киноленту, Фима прибегал в ресторан.
Умер скрипач в конце 1980-х. Его дочь нынче проживает в Израиле, она обещала нам оставить свои воспоминания. Действительно, о нем очень много интересного рассказывают, и можно проводить отдельные экскурсии только по истории жизни Фимы Пельцмана. Кстати, в Виннице есть аллегорический металлический «Скрипач», который стоит у Башни. Если его переставить ближе к «Савою», то он обретет и имя. По крайней мере, появится легенда о том, что это памятник Фиме.
- Обычно приезжие туристы могут подметить детали, которые не замечают горожане. Чем удивляют иногородние?
- Стандартный вариант вопросов ограничивается технологическими характеристиками фонтана. Еще интересуются «почему Пирогов лежит»? Удивляет, что человек похоронен по христианским канонам, но как в мавзолее.
Спрашивают о памятниках. К примеру, в Виннице есть памятник госпоже Прунмайер.
Туристы часто интересуются, чем она удостоилась такой чести? По сути, она заслужила его за свою собственность. Но это особый реверанс сегодняшнего собственника здания предшественнице. А почему бы и нет?. На улице Соборной в Виннице установлены два Шевченко. Есть еще третий – бюст у 30-й школы – и четвертый – в виде барельефа в школе-гимназии №23.
Лично у меня возникает больше вопросов. Например, почему туроператоры других городов Винницу воспринимают, как город «вечерней экскурсии»? Они стараются привезти туристов к 20 часам, чтобы на часок отправить их в центр, где можно в кафе покушать, а в магазине купить конфет. А затем бегом отправляют на фонтан и увозят по домам. К сожалению, презентация нашего города на всеукраинских туристических выставках не проводится. Из-за этого киевлянам, которых везут в Винницу на экскурсию, в первой половине дня показывают Белую Церковь, Буки и Умань. Хотя в нашем городе им можно было бы провести отличную пешеходную экскурсию, или хотя бы показать музей Пирогова и стрижавский «Вервольф». В столице наш город полноценным для туризма не считают. Причем, туроператоры даже не идут на диалог. Есть эталон – Львов. Вот там есть что посмотреть, а в Виннице только фонтан…
- Действительно, у Львова есть храмы и площадь Рынок, у Каменца-Подольского – крепость. Винница по большей части манит фонтаном. Городские власти хотят расширить спектр привлекательных мест, чтобы организовывать для туристов, как минимум, двухдневные туры. Как считаете, что было бы и малозатратным, и интересным для гостей?
- Нам не хватает тематических музеев. Краеведческий и художественный не смогут восполнить этот дефицит. Городу нужны кафешки и ресторанчики со «своим лицом». Не нужно копировать в этом плане львовские кнайпы. Достаточно и других ниш. «Заваркин» свою занял, и стал культовым заведением, при этом туристы знают о нем, а винничане нет. Большинство винницких групп, для которых я провожу экскурсии, впервые оказываются в этом месте. Это первое…
Второе – я считаю, что Муры хронически обделены вниманием. Не будем забывать, что это одно из старейших сооружений в городе с оборонными укреплениями, сохранившимися по сегодняшний день. На протяжении двух лет киевские археологи ведут там раскопки. Поэтому существует надежда, что в ближайшее время эту зону станут развивать.
Затем, в Интернете годами пишут и просят сделать Башню доступной для туристов. Не музей, а самый верхний этаж. Люди мечтают попасть под купол, чтобы взглянуть на город с высоты. Я от сотен туристов слышу слова разочарования, когда они, стоя на Европейской площади, жалуются, что читали о Башне, как самом высоком сооружении в центре, хотели подняться на нее. А тут такой облом.
Горсовет — еще одно здание, которое «закрыто» для посторонних. Почему не сделать, как А. Садовой, который всем разрешает посмотреть на Львов с Ратуши? Можно же забрать турникеты, оборудовать панорамный обзор, установить плату, скажем, символических 5 гривен, и пускать всех желающих на крышу. Я считаю отсутствие «точки», откуда можно сверху посмотреть на город, огромнейшей проблемой для развития туристического потенциала.
Большой потенциал в этом плане у Замковой горы и Свято-Николаевской церкви на Старом городе. При желании, эту территорию можно сделать привлекательной как для горожан, так и приезжих. Но, прежде всего, нужно убрать мусор у Креста на горе. Скажу больше, можно стилизовать тот Крест под символ города, вырезать лишнюю растительность, установить несколько скамеек, и мы получим отличную зеленую зону с удивительной панорамой на центр города. Но, видимо, у городских властей руки не доходят. Говорят, что далеко… С этим можно поспорить, ведь от Соборной до Замковой горы пешком можно дойти за 7 минут.
Далее, можно было бы сделать «туристическую» маршрутку, чтобы с вокзала проще было добраться до «Вервольфа» и музея Пирогова, которые с фонтаном являются составляющими туристической триады самых привлекательных мест города.
И третье. В Виннице нужно объединить ученых, которые интересуются историей города. Общественный сектор мы уже заняли.
- История Винницы начала ХХ века неплохо известна специалистам. Относительно каких тем прошлого города местные историки чаще спорят?
- Если градуировать шкалу, то однозначно выделю ХІV-й век. Историки не могут прийти к единому мнению по поводу князей Кориатовичей – они друзья нам или оккупанты. Можно ли их считать основателями города или нет?
А еще лично я не понимаю, почему дата основания города является темой для постоянных споров. Наверное, кому-то хочется «назначить» год. Скорее всего, сейчас мы это не установим. Беда нашей региональной истории в том, что веками очень паскудно и неосторожно относились к документам. Городские и земские архивы постоянно сжигали; и казаки, кстати, в этом сыграли не последнюю роль. Поэтому по Брацлавскому воеводству в целом, и Виннице в частности документов сохранилось очень мало. И из обрывков сведений сложно составить целостную картинку нашего прошлого. Скажу даже, что они позволяют по-разному трактовать историю края.
Есть еще одно «белое пятно» — период Второй Мировой, а именно партизанское движение, местное подполье, городская жизнь в оккупации и ставка «Вервольф». Эта тематика табуирована, заидеологизирована и мифизирована. К ней нельзя касаться, чтобы не нарушить «канонический» вариант истории. Постоянно появляются новые факты, документы, которые мы игнорируем. Пока что… Я не утверждаю, что нужно пересмотреть основополагающие моменты истории середины 20-го века. И вообще я противник всего радикального, в том числе предложения некоторых винничан включить в перечень памятников для декоммунизации бюсты Бевзу и Ратушной.
Хотя спорят редко, но практически нет сведений и о событиях в городе в XVI, XVIII и XIX веков. Знаете, проблема, видимо, в том, что у нас очень мало специалистов по Виннице конкретных столетий и периодов. В вузе не заточена подготовка кадров для изучения региональной истории. Знаете, когда студенты делают работы, то пишут о чем-то абстрактном и общем. По сути, копируют то, что писали до них. Мне кажется, гораздо больше было бы толка, если вместо этого студентов обязали написать две-три статьи об известных винничанах для «Википедии».
Еще одна проблема – все делается из-под палки. Для создания брэнда Винницы функционирует рабочая группа, в которую и я вхожу. Недавно мы собирались, долго спорили, и вспомнили, что исторический очерк о городе есть, но он слабоват. Почему? Оказывается, авторам поставили задачу написать его за три месяца. Как успели, так и написали.
- Любой город богат на вымышленные истории. Сможете очертить пять самых колоритных мифов Винницы?
- Конечно. Первый – это влюбленная пара, которая выбросилась с Башни. Якобы в 1967-м… На самом же деле, судя по тогдашней прессе, оттуда упал пенсионер, который кормил голубей. И, к счастью, не убился, а лишь сломал ногу. Но романтическая история с фатальным концом звучит красивей.
Интересной оказалась и история с памятником Ленину. Рассказывают, что тогдашний первый секретарь КПУ В. Щербицкий, приехав в Винницу в 1969-м и увидев, что на улице Ленина нет Ленина, устроил скандал. Памятник стоял в парке — это правда. По поводу остального – очень сложно отделить слухи от правды. Говорят, и что с головы памятника отвалился кусок краски, и что Щербицкий просто раскритиковал замшелого Ленина в кустах сирени. Кто-то добавляет, что в тот момент, когда проходил партийный лидер, голубь сел на Ленина. Другие вспоминают, что якобы после возложения людьми из партэлиты к памятнику цветов, на областной конференции в зале спускали профиль Ильича и он застрял, а при выполнении гимна стал двигаться — вверх и вниз…
Третий миф связан с трамвайным вагоном 1913 года, который возит туристов. Все мы считаем, что он выпущен компанией «MAN». Так вот, на постаменте у здания ТТУ стоит копия «МАNа», а катается с туристами копия бельгийского «Nivelles», который гораздо моложе.
Далее. Гербом города мы считаем якорь. Ничего подобного! Основу герба составляет крест с рыбацкими крючками. Пусть это и якорный крест, но не якорь. Еще очень популярно считать, что название города произошло от «вина» или «винокурни». Эта глупость не имеет под собой никаких подтверждений, хотя алкогольная тема всем нравится. Город назван от гидронима – речки Винничка и слова «Вено».
- Пожалуй, самыми загадочными, на мой взгляд, остаются местные подземелья. А существуют ли карты этих ходов или хотя бы их фрагментов?
- Скажу, что винницкие катакомбы – это не миф. Они существуют, как минимум, на территории старой части города от Южного Буга до улицы Козицкого. О единой системе подземных ходов сейчас не приходится говорить, поскольку очень небрежно и по-варварски к ним относились, особенно в послевоенный период. Вместо того чтобы раскапывать ходы, исследовать и укреплять, их тупо заливали бетоном.
Система существовала. О легендарной карте говорят давно, я думаю, что компетентные органы в Виннице ею располагают. Но чтобы горячие головы не лезли под землю, это не афишируют. Скажу по своему примеру — лазить без соответствующего снаряжения и схемы может быть очень опасно.
Когда Владимира Гройсмана впервые избрали мэром, он мечтал исследовать катакомбы, но, вероятно, ему озвучили стоимость работ, и эту тему пришлось отложить до лучших времен. Думаю, когда-то к ней мы вернемся. При сегодняшнем развитии отрасли строительства и архитектуры нет ничего невозможного. Восстановить можно любой объект. Если предположить, что экскаватор разровняет наши Муры, их легко можно будет воссоздать. У меня, например, есть мечта восстановить прежний вид здания нынешнего областного архива, а ранее Иезуитского монастыря — с башней и прочими строениями, которые сгорели.
Рано или поздно, но после восстановления моста на остров Кемпу с обоих берегов реки у нас появится пешеходная зона к фонтану. Благодаря реконструкции «Савоя» и отеля «Франция» появляется мода на восстановление первоначального облика исторических зданий. Это еще одна моя мечта. И, конечно же, мне очень бы хотелось, чтобы развалили здание «Укртелекома» у костела. Оно портит вид центра города. Говорят, что туризм играет второстепенную роль для привлечения инвестиций в город. Думаю, что и ведущая роль по силам. По количеству старинных дворцов наша область в числе лидеров в Украине. Их нужно восстанавливать, это же можно делать. Только делать нужно с умом, а не как у нас иногда – «из-под палки» тратят бюджетные деньги на ремонт фасада дворца Потоцких в Тульчине, а потом оказывается, что владелец территории, где хранились элементы декора, их просто уничтожил.
- На месте бывшей ставки «Вервольф» в Стрижавке еще несколько лет назад создавали филиал краеведческого музея. В этом году к проекту не возвращались. Как полагаете, еще вернутся?..
- Обязательно. Музей фактически готов, экспонаты установлены. Чтобы его открыть, нужна мизерная сумма. Вместе с тем, людей удивляет, почему под Винницей два музея «Вервольф» с выставочными залами и техникой. Это неправильно. Наверное, следует садиться и договариваться о том, чтобы на «ставке» функционировало единое учреждение.
- Некоторые народные депутаты через благотворительные фонды давно финансируют изыскания и работы по изучению истории родного края. Пробовали выходить на контакт и привлекать средства?
- Пока нет, но идея создания центра по исследованию Винницы существует, и мы считаем, что это должно быть не казенное учреждение, которое зависит от государственного финансирования, а нечто в формате общественной организации, где работают не за деньги. Честно признаюсь, раньше, как интернет-тусовка, мы «играли» не по-настоящему. С выходом из виртуальности в реалии и легализацией мы стали готовы к конкретным шагам и действиям. Прежде всего, надеемся на частную инициативу по восстановлению дома Кумбари на ул. Козицкого и бывшего почтамта по ул. Чкалова.
- Чем занимаетесь помимо экскурсий? И что интересует кроме истории?
- Получилось так, что моя работа – это экскурсионное бюро, а хобби – общественная организация. Если говорить об увлечениях, то, наверное, это фортификационный туризм. Люблю замки и дворцы Украины. Стараюсь каждый месяц выбирать новый, и всегда приезжаю со страхом, что уже не увижу «картинки», которую выложили блогеры год или месяц назад. К сожалению, многие такие здания не охраняются государством (хотя и охранный статус не гарантирует защиту), и разрушаются просто на глазах.
Дома я формирую библиотеку и коллекционирую книги. Не только раритетные. Люблю читать как научную литературу, так и художественную. Важен не жанр, а написание. Недавно прочитал «Историю самоваров». Увлекательно. Еще одна моя стихия – историческая реконструкция периода 1918-21 годов. Дружу с ребятами из военно-исторического общества Каменца-Подольского, которые у себя в городе проводят фестиваль «Последняя столица». Надеюсь, что это мероприятие станет ежегодным. Правда, понимаю, что сейчас будут с удивлением смотреть на парней, которые бегают с винтовками по городу.
Кстати, изучая этот период нашей истории, столкнулся с проблемой. Теперь, когда смотрю исторические фильмы, то ловлю себя на том, что нервничаю, если замечаю несоответствия в форме военных, геральдике, наградах и прочих деталях.