К 100-летнему юбилею крупнейшая больница Винничины намерена обрести «новое лицо», пишет "РЕАЛ". В течение трех лет лечебное учреждение ждут кардинальные изменения. Для реализации амбициозных планов, по словам главврача больницы Александра Жупанова, будет использоваться подход, близкий тому, который в начале ХХ века привел к появлению на тогдашней окраине города сегодняшней «Пироговки». Другими словами, с миру по нитке. Обновляться больница будет «вскладчину», такой вариант сегодня считается самым приемлемым.
- Александр Борисович, так или иначе, а Вы, как начальник областного управления охраны здоровья до 2010 года, стояли у истоков реформирования отрасли на Винничине. Поэтому начну с самого болезненного и вместе с тем неудобного вопроса. Какие новации реформированной системы здравоохранения назвали бы самыми «провальными»?
- Абсолютно не опасаясь того, понравлюсь я кому-то или нет, но хочу сказать, что пока об этом судить рано. За два-три года реформу такой отрасли, как здравоохранение, сделать невозможно. Не «провальным», а неправильным я бы назвал отсутствие педиатров в первичном звене, то есть на уровне центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП). Для лечения ребенка нужен специалист соответствующего уровня. Чтобы его достичь, семейному врачу придется долго совершенствоваться. Это объективно. К тому же лучше изначально учиться на семейного врача, а не переквалифицироваться из терапевта.
Сравнительную «труднодоступность» узких специалистов, пожалуй, я назову вторым проблемным моментом. Если скажу, что эти вопросы нужно «шлифовать», наверное, не буду оригинальным, они у всех на слуху.
- Действительно, о них говорили еще до начала реформирования, и с тех пор не прекращают говорить. Каким образом можно изменить ситуацию – Минздраву пора подготовить соответствующие изменения в законодательство?
- Положения пилотного проекта регламентируются многими документами, в том числе постановлениями Кабмина, ведомственными приказами. Сегодня необходима подготовка взвешенных, а не поспешных решений. Специалисты, отвечающие за первичное звено, как никто другой знакомы с недостатками. Они должны подготовить свои предложения, которые потом будут рассматриваться по соответствующей управленческой вертикали.
Такой процесс должен происходить во всех регионах, где реализуется пилотный проект. Хотя, поверьте, сложно найти универсальный вариант организации здравоохранения для такой аграрной области, как Винницкая, и промышленной Донецкой, где расположено несколько городов, соизмеримых с Винницей. Повторюсь, инициатива должна исходить от низов, начиная от ЦПМСП до высшего звена местного уровня.
Думаю, вопрос с педиатрами в будущем решится. Ведь обучение на педиатрических факультетах медицинских вузов не отменили. И детских врачей по-прежнему готовят не только для специализированных клиник.
При этом не стоит забывать, что реформа очень многое уже сделала для сельского населения. Я имею в виду ФАПы, амбулатории семейной медицины, которые укомплектовали оборудованием, которого прежде никогда не было в селах. Это большой плюс в сравнении с прежними годами. Вспомните ситуацию 3-4-летней давности. Амбулатории находилась в собственности сельсоветов, и, по сути, были для них тяжким бременем. Сельские бюджеты с трудом сводили концы с концами, их возможности не позволяли лишней копейки выделить на медицину. Помню, как раньше врача или фельдшера могли не отпустить в отпуск, потому что не было денег, чтобы выплатить ему отпускные. Сегодня совершенно иная ситуация.
- Помнится, Винницкая область боролась за то, чтобы «заполучить» право реализовывать пилотный проект. Что в нем привлекало?
- К сожалению, я был пионером этой реформы. Только первоначально она предусматривала несколько иные подходы. Инициатива проведения реформирования системы охраны здоровья принадлежала различным международным институциям, которые брали на себя финансирование. Этот вопрос тогда решался в высших эшелонах власти. В 2008-09 годах из МОЗа к нам направляли делегации, которые хотели выбрать для пилотного проекта «сельскохозяйственную» область. Процесс отбора курировал украинский канадец. Он объездил все районы Винничины, выбрал 38 «точек». В этих местах от сельсоветов требовалось лишь выделение небольшого – около 4 соток – участка с подводом электричества. И все. За средства Всемирного банка нам обещали построить там небольшие здания для ФАПов и амбулаторий с квартирами для медработников на втором этаже.
Причем, строения были к тому времени готовы, их оставалось лишь смонтировать в селе и начинить оборудованием. Мы видели эти проекты, поэтому очень загорелись реализацией. Изначально реформа именно в этом заключалась. Тем более что правительственная программа разрабатывалась именно с учетом привлечения этих внебюджетных ресурсов. Поэтому, понимая, что есть реальная возможность создать по сути отличные мини-больницы для оказания медпомощи в сельской местности, мы и боролись за то, чтобы выбрали нас, а не, скажем, Волынь.
- Я правильно понял, что зарубежные благотворительные организации хотели привезти в Украину сборные конструкции, а здесь собрать здания для жилья медиков и амбулаторий, оснастить их техникой? И что просили взамен?
- Правильно поняли. И взамен ничего не просили. По крайней мере, мне об этом не известно. Предусматривалась безвозмездная помощь Украине. Мы тогда серьезно отставали. Делая капремонты, только модернизировали больницы, но ничего нового за десятилетия не построили. В Винницкой области нет новых клиник. Вышеупомянутые выбранные у нас 38 «точек» — только начало. Также предполагалось выделение миллионов долларов на переоснащение диспансеров областного уровня. Но на этих обещаниях «сказка» закончилась… А сейчас реформа финансируется из госбюджета и за средства, выделяемые местными бюджетами.
- Реформа системы охраны здоровья практически закрыла доступ к узким специалистам пациентам из Винницы и одновременно увеличила поток горожан в «Пироговку». В больнице создана схема приема таких больных за умеренную плату без многоступенчатой «разрешительной» процедуры, начинающейся от направления участкового врача. Не думали над тем, чтобы усовершенствовать механизм обращения жителей областного центра?
- Располагая ежедневной информацией о количестве больных, в том числе жителей Винницы, могу сказать, что число пациентов из областного центра не увеличивается. Наоборот, в последнее время несколько уменьшается. Процент больных-горожан как был на уровне 25-28% от общего количества, так практически и не меняется. Это первое.
Второе – сегодня мы подходим к этапу реформирования третичного уровня системы здравоохранения, то есть больниц областного значения. Вне зависимости от места регистрации любой житель Винницкой области при наличии направления обращается за консультацией к нашим специалистам. Кроме того, больница оказывает ургентную помощь при челюстно-лицевых и глазных травмах, принимает всех ожоговых больных. То же касается больных, которых «скорая помощь», родные или близкие привезли в тяжелом состоянии.
Механизм обращения винничан меняться не будет. Конституция разрешает каждому обращаться в ту больницу, какую он выбрал. Всем сотрудникам я всегда говорю, что любой пациент должен быть принят и осмотрен. И если он не подлежит лечению в нашей больнице, должен быть направлен в другую. Если подлежит – будет лечиться у нас.
Мы не ставим себе цель заработать деньги, но их действительно не хватает, поэтому при больнице работают и благотворительный фонд, и страховые компании. Нас заставляет жизнь предлагать людям заплатить некую сумму. Естественно, есть и перегибы в отдельных вопросах. Но определенной системы, смысл которой сводился бы к тому, что «давайте брать всех подряд», чтобы получить с пациентов по 20 гривен, нет и не будет. Даже несмотря на то, что это законно, так как правительственными постановлениями, регламентирующими работу лечебных учреждений, допускается брать пожертвования от пациентов, которые обращаются без направления.
Что касается узких специалистов, уточню, что некоторые из них раньше были лишь в штате Пироговской больницы. Только у нас имеются гематологическое отделение, центр нефрологии, центр желудочно-кишечных кровотечений, которых раньше нигде в области больше не было. Мы никогда не отказываем в приеме самых тяжелых онкологических больных, у которых открылось кровотечение. Стараемся им помочь. Не всегда получается. При этом не обращаем внимания на такой показатель работы лечебных заведений, как смертность. Да, он есть. Но, невзирая на это, мы не отказываем в лечении, как говорят, безнадежным пациентам. Для нас одна спасенная жизнь гораздо важнее, чем «испорченный» несколькими смертями показатель.
Хочу напомнить о людях с почечной недостаточностью. Проблема гемодиализа давно стоит очень остро. Помимо филиала в Немирове, на базе нашей больницы находится единственный в регионе профильный центр. Теоретически всю службу можно было сконцентрировать в Виннице, но у нас банально не хватает помещений. Наш центр работает в четыре смены. Аппаратура «отдыхает» лишь по несколько часов в сутки. С 1998 года, когда открылось отделение гемодиализа, не можем в нем ремонт сделать, потому что прежде нужно «отселить» больных, а некуда. Это же люди, которым три раза в неделю нужно пройти процедуру. Без нее возникнут осложнения, грозящие фатальными последствиями. Примерно на 300 больных областной бюджет тратит 16 миллионов гривен. Было бы хорошо создать аналогичные немировскому филиалы в других районах, но ни один местный бюджет не осилит требуемые для реализации этой идеи затраты.
- У «Пироговки» скоро юбилей. Хирургический корпус будет открыт раньше?
- Начну с того, что строительство первых трех корпусов больницы началось в 1913 году. Под эгидой создания лечебного учреждения к 100-летию со дня рождения Николая Пирогова в городе, где он провел свои последние годы, по всей Российской империи проводился сбор пожертвований. В 1914-м с началом Первой мировой войны работы несколько затормозились. Официально открылась «Пироговка» только в 1917 году. Фактически больница создавалась доктором Людвигом Малиновским, которому на территории установлен памятник, и именем которого в Виннице названа улица. Он сам строил больницу, но ни одного дня в ней не работал. Незадолго до открытия заболел пневмонией и умер.
Столетие мы будем отмечать в 2017-м. Иных дат быть не может, поскольку само открытие документально зафиксировано, и в нашем музее хранятся эти бумаги и фотографии. Мы очень надеемся, что в этом году откроется новый хирургический корпус. По моим подсчетам, необходимо еще вложить 80-90 миллионов гривен. Надеемся, что государство выделит для закупки оборудования эту сумму.
Площадь хирургического корпуса составляет почти 23 тысячи квадратных метров. Это половина площади всех ныне существующих 17-и корпусов. Там будут созданы соответствующие условия для лечения и пребывания больных в одно- и двухместных палатах. Открытие этого корпуса будет, можно сказать, вторым рождением больницы.
«РЕАЛ» писал, что в новом корпусе установлен ангиограф. Хочу добавить, что инженеры, которые работают с этой аппаратурой, должны вскоре приехать для того, чтобы завершить наладку. Ангиограф позволит проводить операции на любом сосуде. Так, если в 1-й больнице похожая техника позволяет оперировать сосуды у сердца и стентировать их при остром инфаркте миокарда, то наш аппарат более мощный — он дает возможность даже устанавливать стенты в сосудах головного мозга. Правда, таких операций мы не будем делать, поскольку не располагаем нейрохирургическим отделением. Но на всех остальных сосудах наши специалисты смогут ставить стенты, когда это нужно при урологических, гинекологических и прочих патологиях.
- Три года назад Вы говорили «РЕАЛу» о том, что в «Пироговке» планируется проводить не только стентирование сосудов, но и коронарное шунтирование…
- Шунтирование — это операция на открытом сердце. Для этого необходим аппарат искусственного кровообращения. Он предусмотрен на базе отделения сердечно-сосудистой хирургии. Аппарат заказан, но пока в Виннице его нет.
- К 100-летию областные власти обещали помощь. О каких средствах может идти речь?
- Мы беседовали на эту тему с губернатором Иваном Мовчаном. За последние годы миллионы вложены в первичное и вторичное звено, а на капитальные расходы Пироговке не выделяли ни копейки. Должна очередь дойти и до нас, все же ежегодно 25-26 тысяч больных «проходит» через стационарные отделения и почти 200 тысяч обращаются в поликлинику и центр планирования семьи. Поэтому мы заслуживаем внимания. Иван Михайлович обещал, что в бюджете будут предусмотрены средства.
Кроме того, поскольку основное количество больных мы принимаем по направлениям из районов области, то и райсоветы станут участвовать в улучшении условий лечения их земляков. Это вполне обосновано. Говорить о конкретных суммах еще преждевременно, скажу, что сейчас ставится задача в рамках областной программы за два года силами всего региона отремонтировать все «старые» корпуса, чтобы они соответствовали современным нормам.
- Имеете в виду косметический ремонт?
- Насколько я понимаю, это будет ремонт и крыш, и фасадов, и внутренние работы с использованием сегодняшних теплосберегающих технологий. Больница располагает 8 гектарами земли с парковой зоной. На этой территории мы можем создать все условия для нормального лечения людей, а также отдыха не только пациентов, но и горожан.
- Выбор профессии для Вас не был случайным?
- Конечно. Мама большую часть жизни проработала заведующей детским отделением в третьей городской больнице. Моя сестра и ее муж – тоже врачи. Можно сказать, что медицина – это наше семейное занятие. Другого будущего я для себя после окончания школы просто не представлял.
Я вырос на Старом городе в районе плодоконсервного завода. В мое детство это был уютный живописный район с красивейшими берегами речки Виннички. И вода в ней была чистой. Это уже позже предприятие стало сбрасывать туда стоки после мытья овощей и вода постоянно меняла свой цвет – то была оранжевой, то бордовой. Детьми мы постоянно играли на берегах реки, в том числе и в медиков. Уколы друг другу делали. Но то, что призвание мое в медицине, я полностью осознал, уже работая врачом «скорой помощи». Фактически ты один на один с больным, за твоей спиной не стоят старшие товарищи, заведующий отделением… От твоего решения зависит порой жизнь пациента. Ответственность, конечно, велика, но с другой стороны, ты сразу же видишь результат своего труда. Если ты помог, человеку становится лучше. По-моему, молодому врачу это помогает утвердиться в своих глазах и набраться опыта.
«Скорой помощи» я отдал 25 лет жизни. Кстати, в моей трудовой книжке записаны всего три места работы – больница имени Пирогова, станция скорой медицинской помощи и управление охраны здоровья. Бог любит троицу и мне бы не хотелось больше менять работу.
Так сложилось, что моим первым местом работы была именно «Пироговка». Здесь я проходил интернатуру. Должен сказать, что во времена моей молодости больше доверяли начинающим врачам. Тогда областная больница по количеству коек была гораздо больше, чем сейчас. Молодым врачам-интернам доверяли дежурить в отделении, принимать больных, проводить осмотр пациентов в хирургических стационарах.
- На базе старого корпуса отделения патологии беременных планируется провести реконструкцию, а по сути, строительство нового помещения для перинатального центра. Разработан ли детальный план этого объекта и схема финансирования работ?
- Проект готов. В этом году определенные моменты еще должны быть согласованы. Финансироваться работы по реконструкции будут частично из государственного, частично из областного бюджетов, также предусмотрена поддержка меценатов и спонсоров, в том числе фонда Пинчука. Планируется сооружение 4-этажного здания площадью около 8 тысяч квадратных метров. Если возможности будут позволять, корпус тоже сдадут в эксплуатацию до 2017 года.
Де-юре перинатальный центр существует. Фактически он состоит из нескольких отделений. Но мы не можем сравнить наш Центр с теми, которые за последние годы открылись в других областях Украины. Это будет некорректно.
- В 2010 году, когда возглавили «Пироговку», Вы довольно критично отнеслись к изобилию арендаторов помещений под аптеки на территории больницы и обещали разобраться. Что показал анализ, многих «выгнали»?
- На сегодняшний день на территории «Пироговки» нет ни одного аптечного киоска. Правда, это не совсем моя заслуга. Согласно последнему положению, для продажи лекарств необходимо помещение площадью не менее 18 кв. метров. Поэтому киоски вынуждены были закрыться. Что осталось? Несколько аптек известных в городе аптечных сетей. Они занимают помещения, находящиеся в собственности частных медфирм. Помимо этого, у нас арендуются помещения под две аптеки.
- Старинный бюст Николая Пирогова, который десятилетиями стоял на территории больницы и который несколько раз похищали, должен украсить новый хирургический корпус. Удалось провести его искусствоведческую экспертизу? Действительно ли он сделан руками известного русского художника Ильи Репина?
- Мы обращались к специалистам. То, что больница располагает оригиналом – одним из вариантов работы Репина или копией его работы — сомнения не вызывает. Уточню, мы не говорим, что Илья Петрович сам ваял этот бюст. Возможно, тогда делалась одна форма, а отливали в бронзе, скажем, десять бюстов. Этих подробностей я не знаю. На сегодняшний день могу однозначно сказать, что старинный бюст полностью отреставрирован именитыми винницкими мастерами. Он украсит холл или актовый зал хирургического корпуса. Где именно, еще не решили… Актовый зал рассчитан на 430-450 мест. Аналогичного ему в Виннице и области нет. С учетом размеров и вместимости, думаю, что зал будет использоваться для проведения крупных медицинских конференций, поэтому бюст там будет очень уместным. А пока он хранится в музее больницы.
Затем, из бетона сделана точная копия бронзового бюста. Не отличить от оригинала. Эта копия установлена на постаменте вблизи центрального входа в больницу. Она покрашена «под бронзу». Кто не знает, тот не поймет, что Пирогов из бетона. Есть еще и «третий» Пирогов – гипсовая копия. Она останется в музее.
- Расскажите о своих увлечениях…
- Я очень люблю рыбалку. Меня не интересует количество улова, завораживают движения поплавка. Поплавочная рыбалка позволяет или на берегу, или в лодке отдыхать. Раньше я увлекался охотой. Правда, стрелять я никогда не любил, меня привлекала возможность побывать на свежем воздухе, в осеннем лесу.
В отпуск в последние годы стараюсь ездить в Закарпатье. Спокойный отдых с живописными горными пейзажами, минеральной водой и комфортными номерами прельщает гораздо больше, чем море. Этим летом не ездили по семейным обстоятельствам, а раньше регулярно бывали в Сваляве. Удивительные места…
Хронически не хватает времени на увлечения. Когда есть свободные минутки, хочется почитать газеты, быть в курсе всех новостей. Кроме этого, нужно почитать литературу, в том числе специальную. У тещи есть дача, выходные дни с женой проводим там. Работы предостаточно. В том числе на округе, как депутату городского совета. Я рад, что могу открыто смотреть в глаза избирателям, ведь большую часть из того, что обещал, будучи кандидатом от команды Владимира Гройсмана, городская власть выполнила. Новым асфальтом покрыты улицы Гоголя, Зои Космодемьянской, Малиновского и Красных партизан. Мы установили две детские площадки во дворах. В переулках Пирогова появилось уличное освещение.