Через 5 минут после объявления Арсением Яценюком о том, что он идет в отставку, редактор "РЕАЛа", в прошлом — коллега вице-премьер-министра Владимира Гройсмана по винницкому депутатскому корпусу, сбросил ему смс с вопросом– «это плохо или хорошо?» Ответ пришел уже поздно ночью. Цитируем: «Плохо, делаю все возможное, чтобы завтра все осталось, как было. Считаю, что А. П. Я. должен быть премьером! Это в интересах всей Украины». Надеемся, Владимир Гройсман не обидится на нас, что мы без разрешения публикуем этот текст частной переписки. Просто этот ответ в очередной раз продемонстрировал искренность человека, ведь отвечал он не для печати, пишет "Реал".

Эта прямота спровоцировала нас на то, чтобы подготовить материал на тему – а чего, собственно, можно ожидать от Гройсмана? Ничего же лучше, чем дела человека, о человеке не скажут. А сделано было действительно немало…

Что ждать от Гройсмана во главе?

Заявление об отставке Арсения Яценюка с поста главы правительства и временное возложение членами Кабмина обязанностей премьер-министра на Владимира Гройсмана реанимировали очередной выброс через некоторые веб-ресурсы и соцсети всевозможной старой чернухи в адрес бывшего градоначальника Винницы. По большому счету, подобные «местечковые разборки» за пределами Винницы никому не интересны. Украинцы озадачены иным. Их беспокоит, как выходить из создавшейся в стране ситуации и чего ждать от «вице», временно замещающего премьера? Ответить на эти вопросы с абсолютной уверенностью в прогнозах, пожалуй, не сможет никто. Вместе с тем, «за плечами» экс-мэра в качестве визитки город, пусть и не идеальный, но презентабельный. На основании того, что изменилось в Виннице – в хорошую или плохую сторону – можно судить о человеке, который в результате сложившейся ситуации оказался под грузом огромной ответственности.

Из депутатов в мэры

По традиции мы привыкли ассоциировать завод с его директором, больницу с главврачом, а город с мэром. В принципе, это не совсем верно. Показатели предприятию создают сотни работников, имя лечебному учреждению делают его врачи, а за порядок в городе отвечают десятки коммунальных служб, структур исполкома и горсовет. Никто не умаляет роль градоначальника. Если композитор создает мелодию, то дирижер отвечает за ее звучание и оркестр. Политики и чиновники министерств создают правила управления городами, зачастую эти правила убогие, и задача мэра, используя эти несовершенные инструменты, гарантировать отменный результат. Мэр должен быть хозяйственником, понимающим, какими людскими ресурсами располагает, на какие средства рассчитывает и, исходя из этого, пытаться дать «на выходе» необходимое «звучание».

Так вот, в 2002 году Владимир Гройсман победил на мажоритарном округе и в 24 года стал самым молодым депутатом горсовета. Тогда выбор жителей микрорайона «Чернобыль» объясняли просто. В него поверили, как в молодого бизнесмена, своего соседа по микрорайону, который и до этого уже успел кое-что сделать для его благоустройства.

Именно с приходом депкорпуса 2002-го года в городе стали менять кое-где фонари и освещать улицы. Эта программа была многократно усилена, когда Гройсман стал мэром, и продолжается до сих пор. Только внешнее освещение уже работает как в частном секторе, так и во дворах многоэтажек, а обычные лампы заменили на энергосберегающие. Более того, все городское освещение управляется с единого пульта, и о неполадках диспетчер узнает мгновенно.

Но в том депутатском корпусе продвигать программы, действительно способствующие развитию города, было непросто. В результате в ноябре 2005-го депутаты Винницкого горсовета «взбунтовались» против его секретаря. Секретарем и исполняющим обязанности мэра сроком на несколько месяцев коллеги-депутаты выбрали Владимира Гройсмана, а затем — в марте 2006-го — именно своего 28-летнего коллегу поддержали на выборах городского главы. На пост он шел с лозунгом, что город может быть лучше, если не воровать… В принципе, от этого постулата градоначальник никогда и не отказывался. Видимо, по этой причине на выборах в 2010-м у Владимира Борисовича не было серьезной конкуренции и за него отдали голоса 77,8% избирателей. Рекорд для областных центров.

Плюсы и минусы «реформ»

Первый мэрский срок Владимира Борисовича остался в памяти горожан наиболее ярко. Многие инициативы мэра были достаточно неожиданными, революционными и беспрецедентными. Взяв банковские кредиты, он начал масштабный ремонт асфальтного покрытия всех магистральных и многих второстепенных улиц. В течение нескольких лет дороги, еще недавно напоминавшие танкодром, стали приобретать «европейскую» гладкость.

Как только началось «тотальное асфальтирование», В. Гройсману сразу же пришлось услышать и критику в свой адрес. Оппоненты, которые объявились на фоне того, что он поломал многие кормушки для чиновников, ментов и «авторитетов», уверяли, что покрытием дороги, дескать, обязаны тому, что «асфальтный заводик» принадлежит мэру. На эти разговоры Владимир Борисович никогда особо не реагировал. Разве что однажды попросил журналистов найти этот «заводик» — обещал, если найдут, подарить. А «заводик мэра» оказался уткой. Писать о том, что его нет и в помине, журналистам было не интересно, поэтому тема заглохла сама по себе.

Затем «асфальтные» критики акцентировали внимание на том, что весной в отдельных местах покрытие приходится латать. Один из главных подрядчиков, директор ООО «Агромпромшляхбудиндустрия» В. Власенко откровенно признавался, что финансирование ограничено, а сделать нужно больше, поэтому выбран оптимальный вариант отношения «цена – качество». То есть, слой покрытия тоньше, чем в Германии, но достаточный для Винницы. И правда – большинство дорог, отремонтированных еще 6-7 лет назад, держатся и по сей день.

Неоднозначно восприняли горожане и решение мэра в 2006 году – практически в самом начале своей первой каденции — ликвидировать стихийную торговлю. Напомним, как и в подавляющем большинстве городов, тротуары улиц в Виннице были «заняты» ларьками и палатками. Формально они были «объединены» в два десятка рынков. Кроме этого, сотней киосков были «усеяны» остановки общественного транспорта. Не трудно догадаться, что у многих «сильных мира сего» были свои интересы в стихийной торговле. Но…

«По-хорошему» и не только, но за несколько лет от «стихии» областной центр избавился. (Спустя несколько лет этот винницкий опыт стали перенимать по всей Украине). Последний такой рынок ликвидировали в 2013 году. Несколько тысяч предпринимателей без особого удовольствия вынуждены были уйти с насиженных мест в торговые центры и на легальные рынки, но тротуары вернули горожанам, а городу — цивилизованный внешний вид.

Еще одной казалось бы нерешаемой в принципе проблемой долгое время был полигон твердых бытовых отходов в пригородной Стаднице. Но Гройсман нашел выход… По всем нормам закрыть его должны были еще в 70-ых. В 2008-м селяне взбунтовались и отказались пропускать к свалке винницкие мусоровозы. Люди устали не только от вони, но и отравленной стоками колодезной воды. Итогом длительных переговоров стало заключение меморандума. За средства городского бюджета в Стаднице пробурили скважины, провели водопровод и сделали уличное освещение. Село даже предлагали присоединить к областному центру, но местные жители отказались. С того времени мэрия в сельский бюджет ежегодно платит «оброк», а сам полигон рекультивирует и уже установила опытные установки для добычи из отходов метана. Только использовать его пока негде. В. Гройсман обещал, что стадницкую свалку закроют, как только введут в строй мусороперерабатывающий завод. Но с ним задержка, хотя подготовительные работы он фактически завершил. Окончательное решение проблемы – теперь уже за его командой.

Транспортная революция

К 2012 году сеть маршруток покрывала весь город настолько плотно, что без пересадки пассажиры могли добраться в любой микрорайон. Казалось бы, что тут плохого? Но Владимир Гройсман решил отказаться от этой системы. Во-первых, к тому времени по договоренности с муниципалитетом швейцарского Цюриха, Виннице было подарено более сотни хоть и бэушных, но отремонтированных трамваев, которые нужно было загрузить пассажирами, а во-вторых, необходимо было сохранить городское ТТУ. В противном случае коммунальное предприятие через 2-3 года обанкротилось бы. Тогда во многих областных центрах ТТУ проводили забастовки, так как людям нечем было платить зарплаты, в некоторых городах такие предприятия попросту закрылись.

Но главное было не в этом – мэр постоянно говорил о том, что для будущего города важно спасти общественный транспорт. Не повторить ошибок, сделанных в европейских годах 30-40 лет назад. А что касается ТТУ, то он пояснял, что без него, как альтернативы, маршрутчики станут монополистами по перевозкам и смогут «выкручивать руки», постоянно требуя повышения стоимости проезда и шантажируя забастовками. Увы, заработка лишилась примерно сотня водителей и предпринимателей. Но при этом в Виннице появились две новые троллейбусные «ветки», создан муниципальный автобусный парк. В 2013 году на фоне катастрофического дефицита и паралича казначейской системы Владимиру Гройсману удалось заручиться поддержкой Кабмина и оформить кредит под государственные гарантии на закупку 40 троллейбусов и 30 автобусов, а также на финансирование строительства трамвайного «кольца» вокруг «Вишенки». Кстати, троллейбусы уже в Виннице, первые партии автобусов тоже поступили, а «кольцо» откроют в сентябре…

Чтобы привлечь пассажиров к швейцарским трамваям, «фишкой» салонов стал бесплатный интернет. Хотя подключиться к Wi-Fi зачастую проблематично, но гости города еще несколько лет назад были просто в шоке от такой возможности.

Кстати, трамваи «подружили» Винницу со швейцарцами. Специалисты из этой альпийской страны разрабатывают объекты, а правительство Швейцарии, согласно подписанному меморандуму, выделило 170 миллионов гривен в качестве помощи на модернизацию системы теплоснабжения двух микрорайонов города – Тяжилова и улицы Карла Маркса.

Когда заграничных спонсоров найти не удавалось, городские власти прибегали к методу стройки вскладчину. Так, на условиях софинансирования в Виннице более 5 лет километрами прокладываются водопровод и канализация, ремонтируются дома и улицы в частном секторе.

Экономика и никакой политики

Городской глава – не политик, чтобы пальцем показывать курс и «рисовать» грядущие радужные перспективы. В 2008-м или 2009-м, вскоре после избрания мэром Владимир Гройсман «по-тихому» вышел из «Нашей Украины», пояснив, что, как градоначальник, не намерен связывать себя с политическими силами. И сдержал слово, несмотря на давление.

В 2010 году мэрия подписала меморандум о «финансовой помощи» по нескольким направлениям с Кабмином Юлии Тимошенко, который затем уже новый Кабмин утвердил. Ссылаясь на этот документ, Владимир Гройсман через два года смог выбить денежки на «Прозрачные офисы» в бывших райисполкомах. Аргумент у него был «железный» — первый «Прозрачный офис», созданный мэрией за внебюджетные деньги и при поддержке международных партнеров, к тому времени стал уже легендой во всей Украине. Присоединиться к такому успеху было на руку любой власти.

Стоит отметить, что с приходом к власти высокопоставленные «регионалы» постоянно шантажом пытались заставить В. Гройсмана вступить в ПР. Не обходилось здесь и без областных лидеров ПР – некоторые отчеты «наверх», что рейтинг Гройсмана препятствует росту популярности ПР, инициированные Сергееем Татусяком, оказались позже в распоряжении местных СМИ. Особенно на него давили в преддверии мэрских выборов 2010 году. Взамен за членство ему сулили для города миллионные инвестиции из госбюджета. Отказ мог обернуться чередой проверок, параличом начинаний и «торможением» выделения субвенций, без которых по нашему законодательству не обходится ни один населенный пункт. Да и просто могли «выкинуть из кресла» — Тимошенко и Луценко не дадут соврать, что регионалам это было «как два пальца…». Мало кто помнит, что за месяц до мэрских выборов из Киева прислали комиссию проверять всю роботу мэрии за четыре года…

Но В. Гройсман подтвердил свою аполитичность. Он честно признавался, что избирательное законодательство вынудило подавать списки «от партии», поэтому он и его команда нашли ничем не запятнанный брэнд «Совести Украины». Как бы от этой партии соратников Владимира Борисовича избрали депутатами горсовета. А с недавних пор одноименная депгруппа появилась и в облсовете. И еще в 2010 году городские власти нашли законный способ распустить райсоветы и ликвидировать районирование в городе, что позволило сэкономить для бюджета «проедаемые» ими деньги.

В результате, несмотря на все риски, тогдашний мэр так и остался беспартийным. Это его позиция. После разгона студентов на Евромайдане 30 ноября прошлого года старавшийся не вмешиваться в политику Владимир Гройсман не только организовал митинг, но и распорядился установить в Виннице сцену, палатку для обогрева, создал оперативный штаб… И хотя он не каждый день выходил на площадь, горсовет Винницы чуть ли не через каждые несколько дней принимал решения и заявления в поддержку европейских ценностей и недопущения избиения людей. При этом мало кому известно, чем могла обернуться гражданская позиция тогдашнего мэра горожанам.

Дело в том, что в первых числах декабря газоснабжающее предприятие практически перекрыло подачу голубого топлива Виннице. То есть, в канун зимы 370-тысячный город мог остаться без тепла. У тех, кто отдал такую команду, расчет был максимально прост — замерзшие горожане будут недовольны своим мэром, а раз так, то он перестанет поддерживать Майдан. Не перестал. Более того, сумел добиться, чтобы газовый вентиль для Винницы все же открыли. Сам Владимир Гройсман не любит рассказывать подробности, но, видимо, ему пришлось «подключать» депутатов из разных фракций, которые всегда с уважением относились к его работе.

Пока суть да дело, город поступательно обновлялся «изнутри» и «снаружи». Не только канализационные коллекторы прокладывались. «Новое лицо» и фонтаны приобрели площадь Независимости, площадь Европейская (быв. сквер Козицкого), бульвар по ул. Пирогова. Задержка только с проспектом Космонавтов. Будучи мэром, В. Гройсману приходилось несколько лет откладывать его реконструкцию, хотя настрой был серьезный. В бюджете не нашлось средств. При этом не все решают деньги. Якобы по его личной инициативе мэрия отказалась от продажи 80 гектаров на окраине Винницы компании «Монсанто Украина» за более чем 83 млн. грн. Столь выгодный контракт и денежки, позарез необходимые местному бюджету, тогдашний мэр отклонил, поскольку производитель семян не смог гарантировать в долгосрочной перспективе того, что его продукция, выпускаемая на городской земле, будет без ГМО.

Внебюджетные поступления – это средства, привлеченные извне. В период «управления» В. Гройсманом с 2007-го по 2013 года суммарные инвестиции в Винницу превысили 736 млн. грн. Постатейно это швейцарские трамваи (ориентировочно 230 миллионов), оборудование для полигона ТБО в Стаднице (16,6), финансирование Швейцарией модернизации систем теплоснабжения (176,2), вложения Израиля в медицинский диагностический центр (16), набережная «Рошен» и фонтан (82,1), кардиоцентр (2,3), строительство инженерных сетей и инфраструктуры (130), строительство стадиона школы №35, детсада в микрорайоне «Подолье» и прочих социальных объектов (53), благоустройство городских улиц и площадей (25) и т.д. Привлечение львиной доли этих миллионов на благо Винницы – личная заслуга Гройсмана.

Тернистые лавры

У Винницы местных меценатов практически нет – металлургия отсутствует, газ не добывается и т.п. До недавнего времени топ-спонсором города считался Петр Порошенко. Он в 1998-м году стал инвестировать в Винницу, став по духу винничанином. За средства Фонда П. Порошенко отремонтировали набережную, установили самый крутой в Украине фонтан, а совместно с государством Израиль оснастили современный диагностический центр. Кроме того, сегодняшний президент именно в Виннице решил построить еще одну кондитерскую фабрику, а потом и молококомбинат, в который инвестировано 650 миллионов гривен! Очевидно, что приложил руку к этому сотрудничеству и Владимир Гройсман. Ведь в умении убеждать Владимиру Борисовичу не откажешь!

Взаимопонимание и взаимоуважение, заложенные в те годы, помогают и сейчас, когда Владимир Борисович оказался в Киеве. Кстати, место в правительстве, по словам Владимира Гройсмана, ему предлагали не менее трех раз. Первой была Юлия Тимошенко, затем Николай Азаров. Обоих он уверял, что не может оставить город, оказавший ему на выборах доверие. На предложение Арсения Яценюка курировать тему децентрализации власти, о чем сам уже экс-мэр давно говорил, он согласился. Еще в мае Владимир Борисович уверял, что пакет документов для реализации замыслов готов. Вот только парламент не созрел для голосования за изменения. Поэтому реформа тормозится. Хочется верить, что она не останется только идеей.

А как же Винница без Гройсмана? Когда он уходил, горожане очень переживали. Но сегодня можно сказать, что они не очень почувствовали его отсутствие. В городе осталась его команда, которая «держит планку». Изменения Винницы за десятилетие «при власти» сегодняшнего вр.и.о. премьера нельзя связывать исключительно с Владимиром Борисовичем. Город меняли винничане. Это и соратники, включая сегодняшнего и.о. мэра, секретаря горсовета Сергея Моргунова, и тысячи неравнодушных людей, которые хотели и хотят жить комфортно и достойно. Экс-мер не раз говорил, что все винничане – его команда. А тем временем, они, продолжая развивать город, внимательно следят за работой земляка в правительстве. Да и Владимир Борисович руку с пульса не снимает – постоянно в контакте со своими бывшими колегами, бывая в городе по выходным, не на публику, без прессы объезжает город и отслеживает, как реализуются начатые проекты.

Вдогонку:

Сегодня Яценюк вернулся к исполнению обязанностей главы Кабмина. Возможно, в этом есть и толика заслуги Гройсмана (вспомним его смс)…



Переглядів: 6344
Поширень: 0