Если политики выбирают курс, которым двигаться государству, то задача менеджеров – сделать так, чтобы это движение было эффективным. Чтобы миллионы украинцев получали пенсии и зарплаты, экономика должна «работать». Последние события в стране обнажили массу скрытых проблем – открытая агрессия со стороны соседней России, внутренняя нестабильность и опустевшая казна. Валерия Коровия считают одним из наиболее опытных экономистов Винничины. В его «послужном списке», помимо преподавания в вузе, особняком стоит курирование именно экономического сектора в качестве заместителя, затем и первого заместителя главы облгосадминистрации, на должностях главы наблюдательного совета компании «КМТ» и заместителя мэра Винницы. Сегодня Валерий Викторович настроен более чем оптимистично, уверен в неизбежном укреплении гривны и в том, что государству хватит денег, чтобы не задерживать платежи, пишет «РЕАЛ».
- Валерий Викторович, винничане знают Вас как умеренного скептика. Совсем недавно премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что на едином казначейском счету имеется всего 4.3 миллиона гривен, но при этом гарантировал выплату пенсий и зарплат бюджетникам. Как считаете, в ближайшие месяцы государство сможет найти необходимые средства, чтобы люди не остались без денег?
- Прежде, чем ответить, я хочу объяснить, что собой представляет единый казначейский счет. По своей сути, Госказначейство является единым банком для всех государственных учреждений. Все, что происходило в стране на протяжении последних двух лет, указывало на то, что в Украине ситуация с государственными финансами находится в очень критическом состоянии. Нынешнее положение лично для меня не стало сенсацией.
Кульминацией финансового кризиса стал конец 2013 года. В силу того, что правительство Азарова взяло у Российской Федерации первый транш кредита, бюджетникам смогли выплатить декабрьскую зарплату. Но начиная с января ситуация вновь обострилась. С чем это было связано? Я не могу ссылаться на какие-либо официальные каналы, говорю, опираясь на собственные источники… Были три чрезвычайно тревожных дня. Когда людей массово расстреливали на Майдане – 18-20 февраля, – Госказначейство просто «легло». По моей информации, в то время в огромных количествах возмещался налог на добавленную стоимость. Причем, это делалось абсолютно авантюрно.
- Вы имеете в виду 6 млрд. грн., которые поступили на счета неких донецких фирм?
- Именно. Выводились суммы, гораздо большие, нежели было на казначейском счету. И так быстро, что определенные суммы «застряли» на транзитных счетах. Но в результате этого, 2-3 дня казна вообще не работала. На фоне политических событий люди этого не замечали, но Украина фактически пережила коллапс всех госфинансов.
- Если исходить из того, что в дни массовых расстрелов людей, по сути, полностью опустошалась казна, получается, что Янукович еще до 18 февраля решил покинуть Украину и президентский пост?
- Судя по тому, что происходило с единым казначейским счетом в те дни, можно было предвидеть, что он и его окружение собирались пересечь пределы страны. Документально подтвердить мои слова – задача правоохранительных органов, в том числе Генпрокуратуры. Признаки массового вывода денег и силовики тоже наблюдали.
Хочу пояснить, что в вопросе возмещения НДС всегда присутствовала коррупционная составляющая. С предприятий, которым по закону полагалось бюджетное возмещение, вымогали заплатить некий процент с полученных денег. Так механизм возмещения позволял «выкачивать» деньги из госбюджета. Но в феврале этого оказалось недостаточно. Поэтому, как мы понимаем, огромные суммы переводились абсолютно «левым» фирмам, которые декларировали к возмещению лже-НДС.
Так вот, начиная с 25 февраля, мы стали отмечать определенную стабилизацию. Казна постепенно заработала, и в тот день, по крайней мере, в Виннице удалось выплатить 139 млн. грн. пенсий, а также зарплату за вторую половину февраля. На сегодняшний день у нас нет долгов перед пенсионерами, и мы уже приступаем к оформлению документов для выплаты авансов за март бюджетникам. Шаг за шагом, но Госказначейство восстанавливает свое функционирование. Понятно, что мы не можем говорить о 100%-й нормализации, но по социально защищенным статьям деньги выделяются, в отличие от того, что мы наблюдали в середине февраля.
- По Вашим пусть неофициальным данным, миллиарды гривен, которые ушли из Госказначейства 18-20 февраля, еще в Украине или уже за ее пределами?
- На казначейском счету денег было не много, но налоговые органы тогда делали все возможное, чтобы выжать из предприятий средства и они авансом платили налоги. Вместо 20 февраля – в начале месяца. Тот, кто инициировал такое, шел на это вполне сознательно. И когда увидел, что ситуация выходит из-под контроля, включил механизм возмещения и «бросил» в систему все платежные документы. Но учитывая, что действует электронная система платежей, она просто зависла. Поэтому сейчас нужно очень серьезно разбираться, какие платежки прошли, а какие нет. Я далек от мысли, что все миллиарды «вышли».
- Какие первоочередные меры в ближайшие полгода могут оживить нашу экономику?
- Несмотря на всеобщую общественную тревогу, я более оптимистично смотрю на перспективы Украины. Честно скажу, недавно обсуждал со своими грузинскими друзьями тему Южной Осетии. Они отметили, что самой эффективной борьбой с сепаратистскими настроениями могут быть абсолютно реальные шаги, которые позволят населению почувствовать позитивные изменения от реформ. Этот лейтмотив, я считаю, является лучшим стимулом для правительства, позволяющим двигаться вперед. По большому счету экономическая политика – это набор принципов поведения, и базовым, кроме финансовой стабилизации, должна стать борьба с коррупцией. Понимаю, все об этом говорят, но как только приходят во власть, становятся такими же.
К тому, что Татьяна Чорновол возглавила Антикоррупционное бюро некоторые уже относятся со скептицизмом. Хотя если нормально выстроить работу и не допустить применение коррупционных схем, это может иметь очень мощный эффект. Мы получили шанс реально изменить страну. Но чтобы им воспользоваться, мы должны понимать, что коррупция возникает там, где централизуют, регламентируют, распределяют и контролируют. Значит, прежде всего, следует децентрализировать… Далее, мы понимаем, что меньше, чем через три месяца нам выбирать президента. Поэтому важно обеспечить процесс макроэкономической стабилизации в стране. То есть сократить непомерно раздутый госбюджет.
Если на протяжении последних трех лет дефицит госбюджета достигал почти 100 млрд. грн., это означало, что государство забирало деньги у банков, а они в свою очередь не кредитовали реальный сектор экономики. Так была выстроена финансовая пирамида, типа МММ. И она на сегодняшний день вплотную приблизила Украину к преддефолтному состоянию. Поэтому если Украина к минимуму сведет дефицит бюджета, то правительство своими же руками запретит себе одалживать деньги, предназначенные для кредитования бизнеса. И банки снова вынуждены будут давать ссуды.
Следующий фактор. Не все так драматично, если ситуацией будут управлять профессионалы. Проблема в дефиците текущей ликвидности… Объясню на простом примере, у состоятельного человека в собственности находится, скажем, крупный торговый комплекс, но он не приносит дохода, и в кармане у человека с трудом можно найти несколько гривен. Украина именно в таком состоянии.
Сейчас государство, как никогда, нуждается в обеспечении текущей ликвидности. Поэтому так остро стоит вопрос помощи от МВФ и Европейского банка реконструкции и развития. Нам сейчас нужно привлечь на текущий счет ресурс, чтобы продать его на межбанке, а вырученные 1-2 млрд. грн. направить в бюджетную систему для обеспечения нормального режима ее работы.
- При этом люди всерьез остерегаются условий получения зарубежных фининституций, и прежде всего, увеличения тарифов на коммуналку…
- Драматизм ситуации в Украине состоит в том, что правительству действительно необходимо предпринимать непопулярные шаги. Но не станем пока спешить с выводами. Я постоянно слышу от людей, что МВФ настаивает на повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Я общался со специалистами фонда и чиновниками Минфина, которые принимают участие в переговорах. Самое интересное в том, что они в один голос заявляют, что Международный Валютный фонд не ставит таких требований. МВФ говорит следующее: «Уважаемые друзья, функция фонда состоит в том, чтобы обеспечить помощь стране в вопросе сбалансирования госбюджета и обеспечения стабильности платежного баланса Украины. Но у фонда нет желания сбалансировать бюджет НАК «Нефтегаз Украины».
Давайте будем откровенны, НАК уверяет, что у нее нет денег, но при этом покупает «вышки» для добычи газа по цене в два раза выше их реальной стоимости. Так вот, МВФ выступал категорически против того, чтобы за счет выделяемых фондом средств покрывать дефицит бюджета НАК «Нефтегаз Украины». Фонд не скрывал своих подозрений, что эта компания использует коррупционные схемы.
Сейчас правительство говорит об определенных договоренностях с ЕБРР, Еврокомиссией в отношении сбалансирования расходов для модернизации и содержания газотранспортной системы и ее поддержке. Эти договоренности удовлетворяют МВФ.
- До старта пилотного проекта реформы системы здравоохранения 75% подоходного налога, собираемого в Виннице, оставалось «на месте». С началом реализации этого «пилота» — только 50%. Станет ли вице-премьер Владимир Гройсман добиваться увеличения этого процента?
- У Владимира Борисовича есть абсолютно четкий пакет предложений, как относительно внесения изменений в Бюджетный кодекс, так и всего комплекса вопросов, связанных со сферой курируемых им направлений. Более того, эти предложения «оттачиваются» в Ассоциации городов Украины.
Остановлюсь на нескольких базовых «пунктах», которые мы подготовили. Прежде всего, отмечу, что мы акцентируем внимание на отсутствии у местных бюджетов стимулов для экономического развития территории. Вы говорите о налоге на доходы физлиц? Он регулируется государством. К примеру, в Виннице ввели в эксплуатацию новую кондитерскую фабрику. Несколько увеличился размер поступлений в местную казну – в так называемую первую корзину, из которой финансируются обязательные платежи, включая зарплаты бюджетникам. Это означает, что государство просто изымет «избыточные» средства. И пользы от того, что в городе заработал новый объект, горожане не ощутят. В этом специфика сегодняшнего законодательства…
Бюджетный кодекс предусматривает, что часть средств местные власти могут выделять исключительно на развитие города. Их финансисты еще называют второй корзиной доходов. Из нее деньги направляются на коммунхоз, местные программы, внешкольное образование, содержание дорог, ремонт жилого фонда. И эти расходы покрываются за счет одного источника – платы за землю. Учитывая, что на протяжении последних 2 лет финансовый кризис обострился, мы практически лишены какой-либо возможности увеличить наполнение «второй корзины».
Налог на имущество теоретически тоже должен был бы наполнять эту корзину, но идея его сбора потерпела фиаско. Анекдотичность ситуации состоит в том, что администрирование этого налога обходится в немалые средства, а ни одной гривны от него в бюджет не поступило. Нет в Виннице такого имущества, с которого можно взимать этот налог. Так вот, мы подготовили предложение, суть которого в том, чтобы из части налога на доходы физлиц, которая поступает в местные бюджеты, 15% направлять во «вторую корзину», чтобы стимулировать экономическое развитие громад.
Только по Виннице 15% составят 70 миллионов гривен в год. Это чуть меньше того, чем мы сегодня располагаем. Такое распределение позволило бы решить массу местных проблем. И главное, городские власти действительно стали бы заинтересованы в создании рабочих мест.
Затем, 25% от собираемого налога на прибыль предприятий должны направляться в бюджет развития соответствующей территории. На сегодняшний день стопроцентно эти средства направляются в госбюджет.
Следующее. В ходе реализации пилотного проекта, мы подготовили предложения относительно правок в законодательную базу. Они касаются первичного и вторичного уровня оказания медпомощи. Вы знаете, что городская власть не передала больницы в областное подчинение. Хотя закон и обязывал. Мы хотим не только сохранить их в ведении городской власти, а также воссоздать педиатрическую службу и вернуть «узких» специалистов. В конце концов мы должны понимать, что оказание медпомощи в городе и в сельской местности отличаются своей спецификой, и нельзя в Виннице обходиться преимущественно семейными врачами.
- С учетом последних распоряжений Кабмина и принятия областного бюджета, будет ли пересмотрен бюджет Винницы?
- Нам известно лишь предварительная информация о том, что готовится секвестр госбюджета. Причем, называется сумма от 40 до 60 миллиардов гривен. Естественно, в какой-либо степени «экономия» коснется разных госпрограмм, приведет к сокращению расходов и городского бюджета. Поэтому сейчас мы применяем комплекс практических шагов, чтобы быть готовыми и четко понимать, от чего мы можем отказаться в 2014 году. Думаю, в первую очередь, откажемся от программ, для которых хоть и предусмотрены деньги в бюджете, но реально они не будут финансироваться. Пока работаем над этим…
- При нынешнем законодательном поле можно увеличить поступления в городской бюджет?
- Они в последние годы, росли в основном лишь за счет поступлений единого налога, который платят предприниматели. Он в полном объеме остается в городе. Не нужно менять ставку налогообложения, но при этом стоит двигаться в двух направлениях – максимально упростить процедуру уплаты и опять же стимулировать местные власти.
- Хотя этот налог «собирается» для местных бюджетов, но система навязывания получения электронных ключей фактически вынуждает предпринимателей платить за «дополнительные услуги» фирмам сомнительного происхождения, которые функционировали под «патронатом» Миндоходов…
- Это яркий пример того, к чему приводит централизация. В налоговой инспекции собрали всех предпринимателей с области и выделили двух человек для их обслуживания. При этом людям «предложили» получать электронные ключи и программное обеспечение к ним в частных структурах. Сколько они заработали на этом, можно лишь догадываться. Коррупционная паутина плелась так, чтобы под лозунгом принятия эффективных управленческих решений, забрав полномочия у местных органов власти, обеспечить централизацию и выстроить монопольную схему, по которой все решения принимаются в Киеве.
В Винницком горсовете отслеживали все моменты, связанные с централизацией, включая регистрацию имущественных, земельных прав, работы ГАСКа, пожарных и экологических служб, поэтому сейчас предлагаем абсолютно конкретные шаги. Наиболее эффективно всю эту паутину одним махом снять. То есть, отменить базу, принятую с 2010 года.
- С метлой ничего не случится? Ведь если нет тех, кто плел паутину, то остались те, кто с нее кормился?
- Я думаю, что тот, кто знает Гройсмана, согласится, что в отличие от очень многих политиков, мужества и воли ему не занимать. Мы сейчас оказались в абсолютно иной среде. Возвращения к прежним порядкам уже не будет…
- Первый троллейбус прибыл в Винницу еще при прежней власти. Все ли деньги получил луцкий производитель, и будут ли продолжаться поставки транспорта впредь?
- Победившая в тендере компания получила необходимую сумму в банке, и она должна выполнить условия контракта. Более того, вся команда городского главы, ушедшего в Кабмин, остается в городе. Никто никуда не уходит. Все ранее задекларированные перспективные планы мы собираемся реализовать.
- Что можно ожидать от нового губернатора?
- Ему очень не просто…
- Депутатская группа «Совесть Украины» в облсовете не голосовала за нового председателя. Вопрос к Вам, как к главе этой группы: ведете ли диалог с Сергеем Свитко?..
- Лично у меня с ним абсолютно нормальные рабочие отношения. Депутатскую группу мы сформировали для того, чтобы четко показать позицию людей, работающих в мэрии. В той непростой ситуации, когда не функционировали ни облсовет, ни ОГА, только мэрия обеспечивала жизнедеятельность Винницы. Хотя были силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации.
Давайте проанализируем, как мы голосовали. Депутаты нашей группы поддержали все решения относительно Майдана, требования изменения Конституции, перевыборов президента. Но это очень раздражало некоторых людей. Я не хочу комментировать их цели, понимая, насколько эта тема стала болезненной. Сейчас перед страной иные вызовы. И не время вспоминать прошлое.
Мы встречались с Сергеем Свитко, беседовали в конструктивном русле. Депутаты подтвердили, что всегда готовы поддержать главу облсовета во всех вопросах, касающихся жизнедеятельности области и обеспечения стабильной работы бюджетных учреждений и прочего. В пределах разграничения полномочий взаимодействуем, чтобы в кратчайшие сроки процессы в области стали полностью регулируемыми.
- Винницкий райсовет возглавил Сергей Ситарский. Не станет ли он препятствовать диалогу по расширению границ города?
- Давайте, не будем преувеличивать роль главы райсовета и роль личности в процессе, где пересекаются интересы двух больших территориальных громад. Не думаю, что есть сегодня человек, который думает, будто в ближайшие 30 лет Винница не будет развиваться… А Винницкий район и Винница развиваться могут только параллельно. Диалог будет продолжаться, процедура «растянута» во времени, и я даже не знаю, в какие сроки и как будет происходить процесс интеграции.
- Можете ли сегодня назвать потенциальных инвесторов, готовых строить в Виннице новые предприятия?
- Переговоры мы ведем постоянно. Но откровенно говоря, в последнее, очень непростое время приходилось убеждать компании не сворачивать свои инвестиционные программы. Наверное, удавалось это лишь благодаря тому, что наблюдая, они замечали, насколько стабильно работает мэрия.
Могу лишь напомнить, что в конце месяца будет введен в эксплуатацию молокозавод. В сутки он способен перерабатывать 600 тонн молока. Исходя из номинальных объемов, предприятие станет одним из лидеров отрасли в масштабах Украины. При этом завод создаст идеальные условия для стимулирования производства молока не только в Винницкой, но и смежных областях. На рынок, по сути, выйдет игрок, который может на 30% увеличить спрос на сырье и будет своевременно рассчитываться за него.
Кроме того, мы шаг за шагом реализуем программы по стимулированию развития промзоны в районе улиц Тарногродского и Энергетической. Конечное решение еще не принято, но возможно будет реализован и проект создания четвертой очереди кондитерской фабрики. В дальнейшем постараемся привлечь и других инвесторов непосредственно на эту территорию.