Формально Сергей Моргунов избран мэром Винницы 100 дней назад. А по сути, обязанности первого лица города он выполняет почти два года, поэтому ожидать особых перемен в «политике» градоначальника не приходится. Изменился разве что статус и кабинет. За это время в городе открыли новый детсад, в местном бюджете нашли 6,5 млн. грн. на бесплатное питание младшеклассников в школах, начали производство собственных трамваев «VinWay», построили трамвайную вставку на «Урожае» и новую котельную на древесине на Тяжилове, запустили центр инноваций и «усадили» в «Прозрачные офисы» инспекторов «Винницагаза». При этом, несмотря на стартовавшую децентрализацию, между центральной и местной властью остается масса «конфликтных» вопросов. И задача мэра в той или иной степени, учитывая «ограниченность» полномочий, искать варианты решения самых сложных проблем. Спрашивать винничане привыкли не с правительства, а с того, кого могут в любой день встретить на улице.

«Расходы на перевоз льготников составляют около 120 млн. грн. в год, а в прошлом году государство компенсировало городу лишь четвертую часть этой суммы»

Сергей Анатольевич, муниципальный общественный транспорт в Виннице считают образцовым для Украины. Тем не менее, в последнее время актуальным стала тема подорожания стоимости проезда на 1 гривну и возможного пересмотра перечня льготных категорий. Кроме того, в городской казне заложено свыше 20 млн. грн. для ремонта участка трамвайных путей на пл. Гагарина. Насколько эти средства помогут КП «Винницкая транспортная компания» сбалансировать собственный бюджет?

— Сохранение льгот для всех – это политическое решение. С экономической точки зрения при нынешнем уровне компенсирования себестоимость проезда не позволяет сводить концы с концами ни одному коммунальному предприятию во всех городах.

У нас льготами на бесплатный проезд располагают ориентировочно 120 тысяч винничан. Расходы на перевоз льготников составляют около 120 млн. грн. в год. Соответственно, согласно законодательству, государство обязано компенсировать эту сумму «Винницкой транспортной компании». Но госбюджет и прежде далеко не в полной мере возмещал средства. Причем, всем городам. К примеру, в прошлом году винницким транспортникам государство выделило лишь 34 млн. грн. Фактически четвертую часть от необходимого. Хотя мы и не особо афишировали этого, но и в 2015-м городской бюджет финансово поддержал коммунальное предприятие на сумму около 45 миллионов.

Горожанам не стоит забывать, что кроме самого транспорта, в состав компании входит колейное хозяйство, электролинии и подстанции, а также многое другое. Я уже не говорю о том, что КП «ВТК» включает три депо – трамвайное, троллейбусное и автобусное. И горбюджет направлял средства для функционирования всех структур предприятия.

С принятием бюджета-2016 льготный проезд никто не отменял, но в госказне Кабмином до недавнего времени не были предусмотрены средства для компенсаций. А в городской казне таких денег тоже нет… Нужно отдать должное Владимиру Гройсману, который как никто понимает всю сложность этой проблемы, поскольку сталкивался с ней не один год, будучи мэром нашего города. И вот буквально неделю назад Верховная Рада это исправила, предусмотрев на компенсацию перевоза льготных категорий 1,9 млрд. грн. в масштабах Украины.

При распределении этих средств для Винницкой области предусмотрено около 66 миллионов, из которых городу может достаться 30-40 млн. грн. Остальное направят на компенсацию проезда в междугороднем автобусном и железнодорожном транспорте. Таким образом, государство в лучшем случае готово возместить нам 25-30% от требуемой суммы. Поэтому в любом случае, городской бюджет возьмёт на себя обязательства по поддержке коммунального предприятия. Думаю, на прошлогоднем уровне… Но учитывая тройное повышение тарифа на электроэнергию для промпредприятий, к категории которых относят и транспортную компанию, она сталкивается с дополнительными вызовами.

Что касается интересующих «20 миллионов», то они не заложены в бюджете. Городская власть надеется, что сможет их привлечь при поддержке Фонда регионального развития. Проект реконструкции оценивается в 24 млн. грн., и 90% этой суммы выделит фонд. И ещё 10% добавит городской бюджет. Мы подали в фонд заявку, и, насколько мне известно, на сегодняшний день ее поддерживают. Аналогичным образом в прошлом году Винница получила 90% средств, необходимых для реконструкции первой очереди проспекта Космонавтов и детского сада, добавив из местного бюджета десятую часть…

В случае выделения денег, что ожидает саму площадь?

— Реконструкция предусматривает не только замену самого колейного полотна, но и ремонт ливневой канализации и «повышение» на 40 сантиметров проезжей части площади. Поскольку сейчас в этой «низине» проезд трамваев, особенно швейцарских, затруднен. Помимо всего прочего, мы сталкиваемся с тем, что во время осадков существующая ливневка не справляется со своей задачей.

С 1 марта вырастет тариф на электроэнергию. Как считаете, остальные коммунальные услуги в этом году подорожают?

— Это регулирует государственная Нацкомиссия. Думаю, что, к сожалению, подорожают. И, видимо, обоснованием для повышения стоимости тарифа на горячую и холодную воду, водоотвод и прочее, будет рост цены электроэнергии. Кстати, в связи с этим возникает и проблема с транспортом. Себестоимость проезда в электротранспорте (при сегодняшнем тарифе на свет) – 3,50 грн.

«Популизмом, как некоторые городские главы, я заниматься не стану. Инициировать телефонную «горячую линию с мэром» считаю просто пиаром»

Помимо непосредственных обращений к мэру и горсовету в целом, сегодня винничане стали активно подавать электронные петиции. Некоторые общественники заявляют, что с сокращением срока сбора подписей под таковыми, винничанам стало сложней «достучаться» до власти. Готовы ли в мэрии отвечать на все без исключения обращения горожан?

— Я не считаю, что кому-то сложно «достучаться». Только сегодня за первую половину дня через сайт Винницкого горсовета лично ко мне направили 4 обращения. Каждое я прочитал. Процедура рассмотрения предусматривает, что я направляю их для изучения профильному заместителю или директору департамента, а далее конкретному сотруднику мэрии, который среди прочего должен лично связаться по телефону с автором обращения, чтобы обсудить проблему. Затем человек получает официальный ответ – или через сайт, или по электронной почте, или получает письмо в бумажном виде на домашний адрес. Причем, перед тем, как отправить человеку ответ, я его лично просматриваю. Если вижу формальную отписку, возвращаю на доработку, рекомендую снова пообщаться с горожанином.

Хочу подчеркнуть, что Винница одной из первых внедрила систему электронных петиций. Но их «важность» несколько преувеличена. Нельзя сказать, что без нее тот или иной вопрос не рассматривается. Что касается двухнедельного срока на сбор подписей, то, поверьте, иногда за несколько дней под петицией с крайне актуальным предложением подписываются сотни людей.

Например, петицию о том, чтобы обеспечить село Агрономичное муниципальным автобусом, за 7 дней поддержало около 400 человек. Но этот вопрос касается непосредственно территориальной громады села, а не Винницы. То есть, обеспечение транспортом громады должны в этом случае решать сельсовет вместе с райгосадминистрацией.

Поэтому активность подписантов не гарантирует выполнение поставленной в петиции задачи. Положительно рассматриваться могут только вопросы, связанные с жизнедеятельностью территориальной громады города. При этом если петиция не набрала необходимого количества подписей, ее рассматривают в обязательном порядке, но уже как коллективное обращение, и автору отвечают.

Были уже интересные и рациональные идеи, которые в мэрии планируют взять на вооружение?

— Конечно. Обычно они касаются благоустройства отдельных территорий. В целом, как я считаю, коммуникация власти с винничанами проходит довольно активно и эффективно. Но популизмом, как некоторые городские главы, я заниматься не стану. Я имею в виду, к примеру, «горячую линию с мэром». Там, где ее ввели, мэр отвечает в день на 50 звонков. Скажите, если ежедневно в телефонном режиме отвечать и общаться с полусотней горожан, сможет ли городской глава думать о стратегическом развитии города, планировать его?.. Очень сомневаюсь, что на это останется время. Необходима действенная система «обращение – его обработка – решение вопроса — контроль», что мы и отладили.

Частично горсовет и Вы, как городской глава, за прошедшие три месяца, выполнили часть из взятых на себя предвыборных обязательств. Как считаете, что из обещанного сложней всего выполнить по объективным или субъективным причинам?

— Объективно проблематично построить новую школу в микрорайоне «Подолье». На протяжении последних 2 лет необходимость ее возведения активно обсуждается среди местных жителей, но при существующих финансовых возможностях городского бюджета даже за пару лет нереально реализовать такой проект. Мы подали заявку в фонд социально-экономического развития о выделении средств на первую очередь строительства. На это нужно около 30 млн. грн. Если в госбюджете найдут эту сумму, то приступим к работам. Если нет, в следующем году снова подадим заявку.

Возможности городского бюджета ограничены, и мы понимаем, что в течение одного года не сможем реализовать все, что задумали, но главное в том, что располагая стратегией, строим планы и постепенно выполняем намеченное. К примеру, реконструкцию первой очереди проспекта Космонавтов выполнили. Если из Фонда регионального развития получим уже заложенные там для нас около 20 млн. грн., начнем реконструировать вторую очередь.

Поясню, из городского бюджета мы стараемся выделять средства на самые приоритетные направления. К примеру, винничане часто поднимают вопрос сооружения моста на Кемпу. Но, согласитесь, на сегодня он не настолько актуален, чтобы тратить на него все имеющиеся бюджетные средства… При этом до 30 миллионов гривен мы направляем в этом году на создание нового реанимационного отделения в горбольнице №1. Жизнь и здоровье людей важней.

Также мы считаем приоритетом внедрение систем энергосбережения. Расходуя деньги на утепление, замену труб, окон и прочего, мы в будущем получим более комфортные условия для детей в конкретных школах и детсадах, а также сэкономим бюджетные средства на энергоносители.

Почему бы, как предлагают горожане, не вернуть понтонный мост к острову?

— К этому вопросу следует подходить комплексно, с пониманием того, как благоустроить сам остров Кемпу… То есть, мы возвращаемся к необходимости разумного вложения средств. Но прежде следует завершить разработку концепции развития реки Южный Буг. Над этим документом по нашей просьбе сейчас работают немецкие и швейцарские специалисты. В нем будет изложено комплексное видение использования в будущем прибрежной зоны и самого русла реки. Почему бы не использовать реку, как зону рекреации и как транспортную артерию, а не только как ресурс воды для Сабаровской ГЭС?.. Скажу, что концепция разрабатывается по примерам успешно реализованных проектов в Цюрихе, Кембридже, Амстердаме и Венеции. И еще, учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, у нас на сегодня нет инвестора для строительства моста и создания рекреационной зоны на острове. И это правда жизни.

«Думаю, что до конца года откроем новый автобусный маршрут, который свяжет район ул. Киевской с Хмельницким шоссе»

Недавно Вы встречались с «Народной радой винницкого Майдана». По чьей инициативе? О чем удалось договориться с теми, кто еще недавно приходил под горсовет с «кастрюлями»?

— Я регулярно общаюсь с разными общественными организациями и активистами по конструктивным вопросам. Одно дело постучать кастрюлями и потребовать снизить тариф, который утверждают на центральном уровне, или обеспечить всем «европейские» зарплаты, что, по-моему, никому не под силу, а другое – обговорить предложения, которые могут решаться на уровне горсовета. Это вопросы, связанные с «социалкой», работой ЖЭКов и создания ОСМД. Именно эти темы в течение трех часов и обсуждали.

Поднималось до десятка проблемных вопросов. По некоторым из них я пояснил, почему они не будут решены. Например, о снятии турникетов в фойе горсовета. Нас могут обвинять, что мы не «прозрачны», но я хочу напомнить, что горсовет принимает участие в программе борьбы с коррупцией. С 2009 года горсовет сертифицирован международной компанией BSI, и каждые полгода после аудита горсовету подтверждают соответствие жестким критериям.

Так вот, одно из требований к нам является именно ограничение доступа общения людей с чиновниками, которые готовят документы. В «Прозрачном офисе» люди обращаются к регистраторам, которые только получают «заявки». Обработка происходит уже «за турникетом», где служащие лишены непосредственного контакта с заявителями. Это нужно, чтобы не было соблазнов что-то взять у гражданина… За последние 8 лет был только один случай вымогательства, и отреагировали мы на него оперативно. Служащий уволен за нарушение с соответствующей записью в трудовой книжке.

Раньше как было? В фойе находился киоск с ликероводочными изделиями. Прежде, чем зайти к чиновнику, человек покупал там презент, а потом шел к кабинету. Перед некоторыми дверями хронически выстраивались очереди «на прием». И при таком подходе вопросы могли решаться далеко не прозрачно. Да и сотрудники не могли нормально работать, когда их постоянно отвлекали. Турникетом мы разделили служащих, выполняющих разные функции, и сделали все возможное, чтобы исключить даже предпосылки к коррупции. Плюс установили конкретные сроки обработки и выдачи документов. Более того, ход выполнения своей заявки человек может контролировать на сайте горсовета.

Также с активистами мы обсуждали вопросы льготного проезда, развития транспортной системы, благоустройства и многое другое.

Благодаря Владимиру Гройсману из госбюджета Виннице удалось получить 50 из 105 миллионов, которые депутаты вынуждены были после принятия главной сметы страны направить на финансирование девяти ПТУ. На что будут потрачены «вернувшиеся» средства?

— Пока речь идет о 34 миллионах, которые, правда, в бюджет еще не поступили. Вернувшиеся средства будут направлены на реконструкцию реанимации 1-й горбольницы.

В бюджете Винницы 5 миллионов гривен предусмотрены для реализации общественных инициатив. Каким образом удастся обеспечить прозрачность распределения этих средств и не допустить того, чтобы некоторые амбициозные общественники лишь получили деньги, но ничего не сделали в итоге?

— Эти средства будут направлены на конкретные цели по благоустройству территорий, возможно, реконструкции каких-то объектов. Допустим, на утепление детского сада или ремонта школы. «Грантоеды» доступа к этим деньгам не получат. Во-первых, процедура отбора инициатив предусматривает экспертизу горсовета, изготовление проекта и утверждение комиссией.

Я считаю, что если проект находит поддержку горожан, и выделяются средства, то контроль за их расходованием должен быть двойным – со стороны горсовета и граждан. Когда горожане выходят с инициативой и непосредственно принимают участие в ее реализации и контроле, то это стимулирует формирование сильной территориальной громады. Конечно, на первых порах мы не ожидаем большого количества предложений, но, думаю, через год-другой общественных инициатив будет более чем достаточно. Аналогичная ситуация была с программой по софинансированию асфальтирования дорог и прокладки канализации в частном секторе. Сначала мало кто соглашался, а теперь отбоя нет. Винничане увидели, что свои обязательства горсовет выполняет, а партнерские отношения строго соблюдаются.

Не планируется ли сооружение новой троллейбусной ветки?

— Сегодня наиболее актуален вопрос развития автобусной сети там, где технически сложно обеспечить движение электротранспорта. Имеющихся 59 муниципальных автобусов недостаточно. Бюджетом предусмотрено приобретение еще 4-х, но средней вместимости. Думаю, что до конца года откроем новый маршрут, который свяжет район ул. Киевской с Хмельницким шоссе.

Швейцарские трамваи вполне обеспечивают потребности города. Тем не менее, в Виннице стали выпускать свои трамваи. Их планируется продавать?

— Готовую продукцию продавать не собираемся. У нас имеется 40 старых вагонов КТ-4. На их основе можно сделать 20 модернизированных вагонов. Они предусматриваются исключительно для Винницы. При этом КП «Винницкая транспортная компания» делает модернизированный трамвай для киевлян, только КТ-3, и без современного дизайна. Это пример того, что наше предприятие может модернизировать подвижной состав для других городов.

На прошлой неделе президент Петр Порошенко осмотрел производство, и был поражен тем, что на базе не завода, а фактически трамвайного депо мы выпускаем трамваи и устанавливаем почти все «свои» комплектующие. Только «тележки» остаются прежними. Электрическую часть, конечно, приходится закупать в Чехии…

Три новых трамвая, которые сделают в этом году, будут состоять из трех секций. Так вот, «среднюю» секцию тоже изготавливают в Виннице, но на другом предприятии. Три таких трамвая «VinWay», приспособленных для людей с инвалидностью и мам с колясками, в ценах этого года с учётом колебаний курса валют обойдутся до 20 миллионов. Тот трамвай, который в Виннице сделали в 2015-м, обошелся горбюджету в 4 миллиона. Для сравнения, новый вагон львовского производства стоит 27 млн. грн., а модернизированного польского — 20 миллионов.



Переглядів: 6196
Поширень: 0