Бензин в Украине продолжает дешеветь. В течение ближайшей недели цены на него должны снизиться еще на 20 коп. за литр — об этом вчера договорились правительство и нефтетрейдеры. Эксперты отмечают, что сейчас предпосылки для дальнейшего снижения цен есть, но их падение в будущем может прекратиться из-за переориентации белорусских НПЗ на российский рынок.
Основные операторы рынка нефтепродуктов договорились о снижении цен на бензины и дизельное топливо на 0,2 грн/л в течение ближайшей недели, сообщили вчера в экспертно-аналитической группе по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли (ЭАГ) при Кабмине. Снижение цен пройдет в два этапа: на 0,1 грн/л — с сегодняшнего дня и на столько же — с 4 июня.
ЭАГ уже второй раз за месяц рекомендует трейдерам снизить цены — в предыдущий раз бензин подешевел на 5 коп./л с 12 мая и еще на 5 коп./л с 15 мая. На прошлой неделе в Минэнерго сочли удешевление недостаточным и заговорили о необходимости снижения цены на бензин на 0,6 грн/л, а на дизельное топливо — на 0,3 грн/л. По данным ЭАГ, для этого были все предпосылки: в первой половине мая цена сырой нефти на европейских рынках снизилась на 9,2%, до $108,22 за баррель. Наблюдалось также падение цен на нефтепродукты в Европе: на бензин А-95 — на 7,9%, на дизельное топливо — на 3,4%. "Цены на заправках в мае действительно снижались на 0,05-0,1 грн/л, значительно отставая от темпов удешевления нефти на мировых рынках",— констатирует аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
Ценами на бензин заинтересовались и в Антимонопольном комитете (АМКУ). Вчера ведомство обязало в течение двух недель снизить цены на бензин марки А-95 (до "уровня, который существовал бы при условии значительной конкуренции на рынке") таких крупных операторов рынка нефтепродуктов, как "Лукойл", "Окко", WOG, Shell, ТНК-ВР. "После заявления АМКУ и ЭАГ у нас не осталось выбора. Мы будем вынуждены снизить цены",— говорит начальник пресс-службы "Лукойл-Украина" Валерий Рясик.
Определенный ЭАГ размер снижения был компромиссным вариантом, рассказывает господин Сиренко. "Трейдеры не хотят резко снижать цены, опасаясь дефицита нефтепродуктов в июне из-за возможного роста отгрузки продукции белорусских НПЗ в Россию",— обясняет он.
Белоруссия — основной импортер бензина в Украину — по межправительственному соглашению в 2012 году должна поставить в Россию 2,1 млн т бензинов и 3,5 млн т дизельного топлива. С начала года из них было отгружено лишь 40 тыс. т бензинов, однако почти все — в мае. "Если поставки топлива с белорусских НПЗ в РФ стабилизируются на уровне 50 тыс. т в месяц, дефицит вполне ожидаем",— говорит господин Сиренко