Городской бюджет не должен оплачивать существование коммунальных предприятий. Это аксиома. Мэрия Винницы давно придерживается стратегии перехода их на хозрасчет. Одним из последних в этот путь «отправлено» КП «Аварийно-диспетчерская служба». Как уверяет начальник предприятия Альберт Олийнык, за счет расширения спектра оказываемых ими услуг и ликвидации не только аварийных ситуаций в ночное время, но и обслуживания жилого фонда служба сможет не просто компенсировать дотацию из бюджета, но и аккумулировать средства для развития.
- Альберт Борисович, до недавнего времени винничане порой специально ждали конца рабочего дня в ЖЭКе, чтобы сообщить об «аварии». За работу «местного» слесаря им зачастую приходилось платить из собственного кармана. В лучшем случае сумму распределяли на весь дом. А «Аварийно-диспетчерская служба» могла ликвидировать тот же порыв бесплатно. Люди старались экономить свои деньги. На фоне этого трения с ЖЭКами не возникали?
- Наоборот, четкое разграничение во времени проведения работ трения предупреждало. В 1982 году наша служба специально создавалась для ликвидации аварийных ситуаций на внутридомовых коммуникациях – водопроводе, канализации, электросети, – в выходные, праздничные дни и ночное время на объектах жилого фонда коммунальной собственности. Ежегодно нас спонсировали. Как могли… Еще в 2012 году бюджет города на выполнение этих работ выделил нашему предприятию 2,4 миллиона гривен. Откровенно говоря, этих денег хватало лишь на очень скромное существование службы. О модернизации с таким подходом речь не шла.
Понимая, что если будем «жить» только за счет дотаций, то скоро останемся с изношенной материально-технической базой, мы с 2010 года помимо своей основной деятельности, взялись за дополнительные работы. Тем более что для этого у нас есть практически все – помещения, автотранспорт, мастерская, оборудование, специалисты. Чего на тот момент не было, уже закупили.
- Чем конкретно служба еще занимается?
- Первое – выполняем работы по ликвидации аварийных ситуаций в частном секторе и нежэковских домах, то есть ОСМД. Второе – демонтируем, отвозим на поверку квартирные счетчики горячей и холодной воды, а после экспертизы устанавливаем их. То есть, жильцу не нужно вызывать слесаря, чтобы он снял прибор учета, самому везти его, забирать, снова вызывать для установки. Мы все сделаем сами. Третье – наша служба выполняет технадзор за перепланировкой, достройкой различных объектов. Поясню, зачем она нужна. Зачастую ведь как бывает? Владелец нанимает подрядчика и тот готов выполнить любой его каприз, порой нарушая строительные нормы. Потом у человека возникают проблемы. Так вот, подрядчик пусть выполняет свою работу, а мы ее можем контролировать.
Кстати, мы и сами можем выполнять ремонтно-строительные работы. Это четвертое направление. Готовы также отремонтировать шиферные крыши в частном секторе, малоэтажных домах. Помните, под слоем снега недавно проломилась кровля в доме по ул. архитектора Артынова? Ее восстановлением занималась наша служба. В 2012-м году сделали «прозрачные офисы» в двух ЖЭКах, проложили новую теплотрассу в больнице скорой помощи. И последнее – «Аварийно-диспетчерская служба» берет на обслуживание дымовентиляционные каналы в жилых домах.
- В прошлом году «проверка тяги» привела к отключению нескольких домов от газоснабжения. В принципе, к этому привел комплекс недоразумений. Не секрет, что многие годы эти работы выполнялись формально, а жильцы и вспомнить не могут, сколько лет назад видели в последний раз проверяющих. Поэтому не отнеслись серьезно к проверке. Но при этом ЖЭКи не всегда добросовестно уведомляли жильцов о визитах печников, а газовая служба спешила отключить дом… Поиск компромисса между всеми сторонами может быть найден?
- Сегодня мы взяли на обслуживание около 80% всей многоэтажной застройки города, подготовили печников и, могу заверить, гарантируем качественную проверку. Что касается компромисса, он нужен, но не в ущерб безопасности жильцов. Действительно, раньше если хотя бы на одну квартиру не был составлен акт проверки вентиляционного канала, газовая служба могла отключить весь дом. Закон же предусматривает в таком случае отключение газовых приборов в конкретной квартире. Показывая нормативную базу, я убеждал в этом коллег из газовой службы и в конечном итоге они согласились, что я верно интерпретирую правила эксплуатации, и отключения домов прекратились. Иное дело, когда в результате перепланировки одной квартиры заблокирована целая шахта. Тогда необходимо отключать от газа все квартиры, чьи вентиляционные каналы изначально в нее выходили, до восстановления канала в первозданном виде.
- Часто применяются крайние меры?
- Приведу несколько примеров. В одном доме по ул. Пирогова мы обнаружили, что в 30% квартир разрушены шахты. Вентиляционный канал проходил между кухней и кладовкой, и люди, объединив два помещения, фактически лишились вытяжки. Мне тогда звонили, интересовались, «как решить вопрос»?.. Липовых актов проверки я не признаю. В итоге убедил людей восстановить канал. А жители дома по ул. Стахурского по этой же причине месяц жили без газа. Они ходили в мэрию, даже на прием к первому заместителю городского главы В. Кистиону. А потом все же восстановили вентканал… Знаете, я бы хотел уточнить, что согласно старым СНиПам, приток свежего воздуха в квартиру осуществляется за счет неплотностей в оконных рамах – через щели под штапиком. Сегодня у многих металлопластиковые окна, которые не пропускают воздух, что ухудшает естественную вентиляцию в помещении. Если еще и канал ликвидирован, то в случае утечки газ попросту не «выветрится». Некуда…
- Можно ли сделать график обследования квартир более удобным для жильцов, чтобы люди по несколько дней не ждали проверки?
- Чтобы проверка не стала неожиданностью для винничан, мы с газовой службой и ЖЭКами составляем годовой план, и за несколько дней до визита печника в конкретный дом на его подъездах вывешиваются объявления. Работают проверяющие в два этапа. Сначала с 9-и до 12 часов, а в те квартиры, где утром никто не открыл дверь, возвращаются с 16-и до 21 часа. Так вероятность «попадания» в жилье повышается. Правда, не могу утверждать, что мы уже полностью изменили формальное отношение всех винничан к проверке каналов. До сих пор не все пускают в квартиры, а разрушенные после перепланировки шахты находим регулярно. Последнюю - на прошлой неделе…
- С 1 января «Аварийно-диспетчерская служба» больше не выполняет свою основную работу по ликвидации аварийных ситуаций бесплатно. Халява для горожан закончилась. Кто конкретно платит за выезд бригады и сколько?
- Действительно, раньше иногда винничане злоупотребляли вызовами, специально ждали 20 часов, чтобы не вызывать работника ЖЭКа, которому нужно платить. Сейчас у нас заключены договора с ЖЭКами об аварийном обслуживании. После каждого выезда оформляем акт выполненных работ, передаем его в ЖЭК, фиксируем в электронной базе, выставляем счет ЖЭКу, а затем его бухгалтерия «разбивает» эту сумму на весь дом. Прежде, чем внедрить эту систему мы просчитали, что она не существенно увеличит квартплату. Максимум, на 3%.
К примеру, по ЖЭКу №12 за месяц мы выполняем до 80 заявок, которые с учетом средней стоимости выполнения одной заявки в 280 гривен, «оцениваем» примерно в 20 тысяч гривен. Месячные начисления квартплаты по этому ЖЭКу составляют 800 тысяч, и это притом, что он лишь на 75% использует граничный тариф. (Получается, что общая квартплата в абсолютной величине по ЖЭКу №12 возрастает на 2.5%. Естественно, в тех домах, где потрудились «аварийщики», рост будет выше, но это разовые повышения. – Ред.). Так что, обращаясь на предприятие в случае аварии, оплата услуг службы обойдется жильцам в копейки. А когда нет аварий, ничего не заплатят. В частном секторе люди всегда сами оплачивали расходы по ликвидации последствий аварийных ситуаций, отныне в таких же условиях и жители многоэтажек. Горсовет в этом году выделил службе на ликвидацию аварий около 1 млн. грн. Они будут использованы по назначению, мы решаем как - либо на работы в выходные и праздничные дни, либо частично на заявки из малоэтажной застройки, чтобы хоть как-то компенсировать жильцам старых 2-4-этажных домов расходы на оплату нашей работы. Понимаю, что очень скоро столкнусь с непониманием жильцов. Готов аргументировано отвечать на их вопросы. В соседнем Хмельницком аварийно-диспетчерская служба давно на хозрасчете. Такая система позволит нам компенсировать то, что в силу нехватки средств не дает горбюджет и заработать на развитие предприятия.
- Аварий может быть больше или меньше, соответственно и доходы предприятия будут нестабильны…
- Понимая это, мы пересмотрели штатное расписание и расширили спектр своих работ. Оставили по одной мобильной бригаде слесарей и электриков. Кроме вышеупомянутых услуг мы берем на плановое обслуживание жилой фонд. С 1 февраля дома бывших ЖЭКов №№ 14,16, 25 и «Мешканец» (микрорайоны центр, Замостье, Славянка) будут в подчинении управляющей компании ООО «ЖЭУ», а конкретные работы будут выполнять подрядчики. Так вот наше предприятие готово взять этот жилой фонд на круглосуточное обслуживание, включая выполнение плановых работ. К примеру, случился порыв - устранили и тут же поменяли трубу. Если не ночью, чтобы не будить шумом от болгарки или сваркой жильцов, то утром.
Уточню, к самоокупаемости мы шли 3 года. В 2010-м из горбюджета нам на ликвидацию аварий перечислили 2,2 млн. грн., тогда как дополнительными работами мы заработали 1,08 миллиона. В 2011-м «бюджетная составляющая» практически не изменилась, а дополнительные услуги принесли КП 3,3 млн. грн. В прошлом году основные работы стоили 2,4 миллиона, а дополнительные – уже 6,9 миллиона. Благодаря этому мы можем обновить оборудование, закупить новую технику.
Кстати, в этом году наша служба планирует установить линию по брекетированию отходов древесины. Мы подготовили проект, и муниципальный фонд инвестиций выделил для этой цели кредит на 600 тысяч гривен, а мэрия – помещение бывшей котельной по ул. Чехова.
- Этого достаточно?
- Общая стоимость проекта составляет 1,5 миллиона. Остальную часть добавляем из своих средств. Проектно-сметную документацию сделали, сырьем запасаемся еще с прошлого года, а с весны планируем выпускать брекеты. Думаю, в течение года ссуду вернем, и начнем, по сути, производить заменитель природного газа.