Милиция ходит по ресторанам
На протяжении 2012 года в местные кафе и рестораны регулярно наведывались сотрудники управления Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями. Правоохранители поясняли собственникам, что те нарушают закон «Об авторском праве». Аудио- и видеовоспроизведение музыки допускается лишь при уплате роялти авторам. Причем, не важно «крутят» ли музыку с лицензионного диска, пользуются радиостанцией или в зале работает телевизор, «включенный» на музыкальный канал. Слушаешь сам - ничего платить не нужно, а если в кафе или ресторане, где музыка помогает заработать на посетителях - тогда с авторами необходимо делиться.
По словам владельца одного небольшого винницкого ресторана Андрея, к нему убэповцы приходили трижды. Предупреждали, что нельзя использовать музыку в коммерческих целях без договора об уплате роялти. В декабре на адрес заведения пришло официальное письмо от некой частной организации «Украинской лиги авторских и смежных прав» (УЛАСП). В нем содержалось предложение «устранить нарушения… прав и выплачивать вознаграждение за использование музыкальных произведений и фонограмм». Авторы письма просили считать его официальным предупреждением об ответственности. На раздумья отвели 10 дней. В случае отказа сотрудничать уведомили, что могут обратиться в правоохранительные органы и суд, чтобы прекратить нарушения со стороны кафе. «Мне предложили платить либо 1% от оборота, либо фиксированную сумму. Я отказался от их услуг. И ровно через 10 дней после получения письма в ресторан снова явилась милиция», - уточняет предприниматель. Не странное ли совпадение? Что, наша милиция «работает» на «УЛАСП»? Рестораторы этого не знают, так как к ним на проверки убэповцы приходили без направлений на таковые, что само по себе незаконно, а также без пояснений, есть ли уголовное производство, в рамках которого, в принципе, только и возможна проверка, ну и без озвучивания того, кто собственно обратился в правоохранительные органы с заявлением о нарушении заведением общепита закона. Если УЛАПС, то вопросы, наверное, должны были бы возникнуть, прежде всего, к этой конторе (почему – об этом ниже).
В последний свой визит правоохранители предъявили ресторатору диктофонную запись из его заведения, сделанную ранее. (С каких пор диктофонная запись, полученная подобным образом, может быть доказательством чего-либо вообще? – Ред.). «По фрагменту музыкальной композиции они нашли в Интернете ее полностью. Автор песни не давал разрешения «крутить» музыку бесплатно. Мне выписали протокол об админнарушении и сказали, что передали его в суд, даже не показав документ. Сказали, что в суде увижу», - рассказывает ресторатор. Об аналогичной истории нам рассказали и в других винницких заведениях общепита. Один из собственников, например, сказал, что на него тоже составили протокол, предупредив, что технику, которая воспроизводит музыку, могут конфисковать.
Предприниматель ждет слушаний в суде
Формально требования «органов» обоснованы и вышеупомянутым законом, и Гражданским кодексом. В статье 51-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях указывается, что «незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности… или другое умышленное нарушение прав на объект, который охраняется законом, влечет за собой наложение штрафа от 10-и до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования, которое предназначено для ее производства». Однако, как показывает практика, в таких случаях суды выносят решения о конфискации диска либо другого носителя информации, но никак не техники, при помощи которой музыка воспроизводилась.
17.05.2002 г. постановлением КМУ №674 «Об утверждении положения о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственной службы интеллектуальной собственности» контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», а также право на проведение плановых и внеплановых проверок отнесены к компетенции государственных инспекторов. Именно последние и уполномочены на должном профессиональном уровне, по детально прописанной процедуре проводить проверки, составлять Акты о проведенных проверках, а в случае выявления правонарушений – составлять протоколы согласно ст.51-2 КУоАП. Кстати, на Винницкую и Житомирскую области определен лишь один госинспектор! И находится он в Житомире. «РЕАЛ» связался с ним по телефону. По словам Юрия Омельченко, в связи с админреформой в 2011 году госинспекторы по вопросам интеллектуальной собственности были сокращены по всей стране, а сотрудники уволены, восстановлены же они в должностях лишь в конце 2012-го. Поэтому первый визит госинспектора в Винницу состоится лишь в феврале. «На данное время рассылаю разъяснительные письма субъектам хозяйствования с уведомлением о нарушениях. При Винницкой ОГА сейчас создается координационный совет, который тоже примет участие в разъяснительной работе. По мере выделения средств на транспортные расходы планирую проводить проверки ресторанов, кафе и прочих заведений и в вашей области», - сказал Юрий Петрович.
Наверное именно поэтому на данный момент проведением проверок в сфере защиты интеллектуальной собственности занимаются органы милиции, характерным элементом «почерка» которых как раз и является отсутствие законных оснований на проведение каких-либо действий относительно субъектов хозяйствования (без оперативно-розыскного дела, уголовного производства или направления на проверку). Правовую оценку конкретного случая и собранных стражами правопорядка доказательств делает суд. Очевидно только, что в погоне за защитой авторских прав некоего ди-джея реально нарушаются права ресторатора.
Кстати, согласно закону тот же зарубежный исполнитель должен быть уведомлен, что его музыку в нашем кафе используют незаконно. Хотелось бы взглянуть на документы, подтверждающие, что, скажем, Джона из штата Небраска ввели в курс дела.
Коллективное управление
Однако стоит отметить, что система оплаты роялти в нашей стране до конца не урегулирована законодательно. Более того, уже успела обрасти, как принято говорить «коррупционными» скандалами. Для начала прикинем, как отразится на кошельке винничан плата кафе за музыку. Как выяснил «РЕАЛ», местным рестораторам предлагают платить в виде фиксированной ставки 600-800 гривен в месяц. Если же платить 1% от официального оборота, то в среднем это обойдется предприятию общепита в сумму свыше 2 тысяч гривен. Нет смысла говорить, что с уплатой такого роялти, кафе и рестораны «распределят» эту сумму на своих посетителей. К примеру, чашечка кофе подорожает на 1 гривну, а бутылка коньяка – на две.
Еще один момент. Авторские права на музыку принадлежат не государству, а частным субъектам хозяйствования, которых уполномочили брать роялти владельцы музыки. Хотя бы отечественные. Но при этом, эти частные субъекты хозяйствования должны делиться собираемыми суммами с украинскими собственниками музкомпозиций и отчислять денежки за рубеж. И именно эти субъекты должны обращаться с заявлением в милицию на незаконные действия конкретного заведения общепита, и только после этого правоохранители совместно с госинспектором могут проводить следственные и прочие действия. Первым делом у владельца должны поинтересоваться, есть ли у него такое соглашение?.. По словам представителя Нацсовета по телевидению и радиовещанию в Винницкой области Вадима Мазурика, договоры об уплате роялти можно подписать с любой из 6-7 компаний коллективного управления, функционирующих в нашем регионе. «К примеру, наши ТРК много лет работают с «Украинским Музыкальным альянсом», - уточняет Вадим Станиславович.
У читателя может сложиться впечатление, что правоохранители действовали сообща с «Украинской лигой». Якобы сначала органы предупреждали, что нужно платить роялти, попутно собирая компромат, затем объявлялась компания с требованием платить, а как только истекал срок «ультиматума», милиция составляла протокол. Доказательств сговора, повторимся, нет, да и найти их могли бы только компетентные органы – прокуратура, СБУ. При этом «РЕАЛу» очень хочется надеяться, что никакого сговора нет, и это просто совпадение.
За авторские права берут без прав
В июне 2012 года издание «Экономическая правда» опубликовала материалы собственного расследования, касающегося «происхождения» и имен «отцов»-создателей «Украинской лиги авторских и смежных прав», а также схему ее «работы» с барами, ресторанами, супермаркетами. Итак, как утверждает издание, среди основателей этой компании числятся люди, близкие к подчиненному министра образования Д. Табачника первому заместителю председателя Государственной службы интеллектуальной собственности Украины Алексея Янову. Это не нарушение. Но дело в том, что с августа 2012 года на официальных сайтах Украинской лиги музыкальных прав (musicliga.org) и ОО «Коалиция исполнителей и продюсеров Украины» (kvipu.com.ua) было опубликовано заявление, в котором указывалось, что «собственники наибольших в Украине музыкальных каталогов запретили ЧО «Українська ліга авторських і суміжних прав» предоставлять разрешения роялти за публичное использование их музыки. Под запретом оказались не только известные украинские и российские авторы и исполнители, но и музыкальные композиции, входящие в такой мировой брэнд, как EMI Music, насчитывающий 1,3 млн. песен». Таким образом, официально владельцы песен отказались от УЛАСП, а предшествовала этому история с якобы не выплатой этой компанией денег собственникам.
Кроме того, в вышеупомянутом обращении говорится, что «фактически владельцы кафе, ресторанов, магазинов и прочего, подписавшие договора с ЧО «УЛАСП», не имеют законной возможности использовать какую-либо музыку в своих заведениях». Это означает, что договорные отношения с этой компанией не защищают их от нарушения закона об авторском праве. О незаконности «сбора» роялти тогда же уведомили и руководство УЛАСП.
Далее. Уже 23 января 2013 года на тех же сайтах появилась информация о направленной в Госслужбу интеллектуальной собственности жалобе на УЛАСП от собственников прав на музыку. В ней говорится, что еще в апреле 2012-го музкомпании, владеющие наибольшими в стране каталогами произведений и фонограмм - ООО «Комп Мьюзік Паблішинг», ООО «УМВГ», ООО «Мама Мьюзік», ЧП «Лавіна Паблішинг» - отказались от услуг УЛАСП. «Частная организация лишена полномочий собирать вознаграждение за публичное исполнение фонограмм, принадлежащих этим компаниям. Но, несмотря на запрет, ЧО «УЛАСП» составляет с предпринимателями, использующими музыку в коммерческой деятельности, договора на неограниченный репертуар, что в свою очередь нарушает имущественные права упомянутых правособственников», - указывается в жалобе. Также они вновь предупреждают рестораторов, владельцев магазинов и ТЦ о том, что договор с УЛАСП, по сути, фикция, надувательство. Так ли это на самом деле, «РЕАЛ» утверждать не берется, может это просто конкурентные войны на этом рынке, но в любом случае при такой репутации фирмы заключать с ней договора и платить деньги очень рискованно. Как на это решиться тому же владельцу винницкого кафе, если он читает в «Экономической правде» о том, что по данным Генпрокуратуры против директора УЛАПС было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 192 ККУ «Заподіяння майнової шкоди шляхом обману та зловживання довірою»?
Коллизии в законе нужно исправлять в договоре
Тем не менее, роялти никто не отменял, хотя действующий 19 лет закон «Об авторском праве» оставляет больше вопросов, нежели дает ответов относительно того, как и кому платить. На сайте юркомпании «Правова допомога» (pravdop.com) консультанты ресурса отмечают, что существует ряд спорных моментов, или попросту юридических коллизий.
Во-первых, в Украине на сегодняшний день зарегистрированы 15 компаний коллективного управления, собирающих роялти и отличающихся размером и содержанием каталогов музыки. Законодатель не уточнил процедуру подтверждения актуальности каталогов, а также на основании чего, нужно отдать предпочтение той или иной компании. Получается абсурд: чтобы избежать штрафных санкций, заведениям общепита нужно платить всем… Если кафе заключит договор с одной компанией, то это не защитит его от претензий остальных. Допустим, завтра на него пожалуется иная компания – мол, звучит песня, деньги за которую первая компания не собирает. Проверить с какими каталогами сотрудничает тот, кто получает роялти, и то, как список каталогов и песен обновляется, ни один ресторан не сможет. Ни физически, ни юридически… В законе это не предусмотрено. Как и ответственность компании коллективного управления за отсутствие договорных отношений с определенными правособственниками песен.
Второй момент – плата. Точнее ее размер. В законе говорится об 1% от дохода, полученного от деятельности, в процессе которой использовалась музыка. (Тоже можно трактовать двояко. Имеется в виду доход за месяц? Или за те 20 минут, когда включали музыку? – Ред.). Если проецировать это определение на ресторан и отталкиваться от норм Налогового Кодекса, то доходом можно считать выручку заведения за отчетный период. Поскольку, с одной стороны, никто реальную выручку не «показывает», а с другой – сумма роялти получается очень солидной, стороны идут на компромисс. Компании сами определяют фиксированную плату. Но в законе эта норма опять же не прописана, а значит, кто-то, например, другая компания сумму может оспаривать.
И третье. Многие украинские исполнители абсолютно не возражают против бесплатного использования их композиций. Они сами выкладывают песни для свободного доступа в Интернете – пожалуйста, слушайте, скачивайте, пользуйтесь, как пожелаете. К таким относятся, например, «Океан Эльзы», «народный кум» Николай Янченко... Таким образом, взимание компаниями коллективного управления платы за воспроизведение их музыки является незаконным.
А четвертым спорным моментом можно назвать наказание и предшествующий ему сбор доказательств. Так вот, негласное записывание музыки в ресторане, кафе, магазине может вестись в рамках уголовного производства. Если его не начали, то действия «органов» не отвечают законодательству. Суды, хоть, как правило, встают не на сторону общепита, и штрафуют рестораторов, но ведь дифференциации для расчета размера штрафных санкций нет. Нарушитель должен ответить «рублем», но как, законодательно не уточняется.
Таким образом, если владелец заведения общепита хочет быть законопослушным, он должен при заключении договора об уплате роялти прописать в нем все моменты, не урегулированные законодательством.
Юристы «Правової допомоги» советуют рестораторам до подписания договора получить юридически значимые гарантии актуальности каталога, наличия всех полномочий от правособственников. Далее, вписать, что все претензии правособственников музыки будут переадресованы компании, а также четко определить размер фиксированной платы. В договоре следует предусмотреть ответственность того, кто берет роялти, за нарушение своих обязательств в размере убытков. В таком варианте договор может хоть как-то защитить общепит от проблем. Но составить такой договор, по оценке «РЕАЛа», просто невозможно. Вот и выходит, что «гнилой» (в плане проблемности реализации его норм на практике) закон и претензии на деньги рестораторов фирм с запятнанной репутацией, на руку которым играют правоохранительные органы, вынужденные стоять на страже законов (даже «гнилых»), бьют по украинцам, создавшим свой маленький бизнес и всем тем, кто периодически пьет у них в кафешках чай или ест солянку под музыку.
P.S. «РЕАЛ» готов предоставить слово по этой теме компетентным органам, рестораторам и областным властям, которые всеми силами стараются воплотить в жизнь установку президента о недопустимости необоснованного давления на бизнес.