Шоу-бизнес невозможен без слухов. Причем, самых невероятных. Чем абсурдней, тем скорее в них верят. В отличие от коллег по эстраде и «закулисью» продюсер группы «ТІК» Олег Збаращук не любит надуманные истории, особенно пессимистического настроения, а слухи о себе устал опровергать. Поэтому уверяет, что зрителей можно покорить только качественным продуктом на сцене. Таким, чтобы не понимающие украинских текстов песен, китайцы польку под них танцевали… А когда в конце прошлого года Олега журнал «Форбс» назвал одним из влиятельнейших «серых кардиналов» отечественного шоу-бизнеса при его-то 20 с хвостиком годах, моя жена, например, изрекла: «Да кто же он такой, в чем секрет Збаращука?» Тут уж хочешь – не хочешь, пришлось напрашиваться на интервью.
- Олег, моим коллегам вы как-то рассказывали, что шоу-бизнес для Вас начался со школьных дискотек и радиорубки. Неужели администрация легко доверила право быть «голосом» школы?
- Как ни странно, да. И это, несмотря на царившие в 17-й винницкой гимназии довольно консервативные настроения… Откровенно говоря, особо шикарных отношений с учителем, который отвечал за рубку, у меня не было. Может быть, не было другой кандидатуры, может, он был уверен, что с этого будет толк. Не знаю, но мне ее отдали, и на переменах в школе звучала музыка. Помимо этого, мы с друзьями, будучи в 11 классе, организовывали все школьные мероприятия, в том числе конкурс «Мисс школы». Кстати, для него нашли спонсоров, которые дали 1 тысячу гривен на подарки, привлекли телевидение, газеты. Наверное, мне помогло еще и то, что к тому времени я активничал в разных молодежных организациях.
На дискотеки мы сделали платный вход, собирали по 50 копеек. Вырученную сумму честно отдали завучу, а она на эти деньги купила современный микрофон. Я многому благодарен гимназии, там получил не только знания, но и прошел отличную школу жизни. Скажем так, вышел в мир не в розовых очках. Вероятно, по этой причине позже меня и ждало разочарование. Поступив на первый курс нашего политеха, я был чрезвычайно расстроен.
В школе нам в голову вкладывали, что «мы самые лучшие», на фоне этого в политехе убивало всеобщее уныние – начиная от студентов и заканчивая преподавателями, которые постоянно жаловались. Потому-то, хотя я сразу же и там стал ведущим всех университетских мероприятий, меня хватило ровно на один курс. Не нравилась обстановка. Подумал, зачем свою жизнь тратить на то, что внутренне тебе не подходит?.. А параллельно мне пришли в голову мысли об организации концерта группы «Океан Эльзы».
Между прочим, окончательное решение об этом я принял, когда переписывал зачет по математике. Преподаватель вышла из кабинета, я, используя отведенные 4-5 минут, переписываю, а в это время звонит директор группы Влад Мицовский (продюсер группы Fleur, экс-директор «Океана Эльзы», Esthetic Education, «Аквариум», – прим. авт.) и спрашивает, готов ли я. Времени на разговоры нет, чтобы поддержать реноме крутого парня, отвечаю, что «конечно, предварительные договоренности в силе, берусь за организацию концерта». И дальше переписываю формулы… Когда переписал, начал искать выход из той ситуации, в которую сам себя загнал. Если заверил, то нужно искать деньги. Своих, естественно, тогда не было. Родители жили бедно, никто стартовых капиталов мне не давал. Нашел человека, который вложил деньги в проведение концерта, и мы на этом заработали.
- И много, если не секрет?
- Если не изменяет память, то 700 долларов. Что было дальше, это уже другая история… Следующие концерты принесли страшные и неадекватные убытки, что в свое время и породило в Виннице слухи, будто мои родители продали квартиру. Никто ничего не продавал! Да, были большие «минусы» с концертами, связанные с неопытностью, излишней самоуверенностью. Скажу так, были и черные полосы, и белые… Встречались люди, которые верили в меня, помогали. А последние годы своей концертной деятельности считаю вполне успешными. Каждое мероприятие приносило либо материальное, либо моральное удовлетворение, либо стимулировало профессиональный рост.
- Когда-то Вы признавались, что «путевку в жизнь» Вам дал известный продюсер и композитор Александр Ягольник. Как свела с ним судьба?
- На самом деле это очень смешная история. Ехал я в Теплик, где каждое лето проводил у бабушки. Совершенно случайно пристроился в «бобик», который туда на концерт вез недостающие колонки. Мне доверили быть сопровождающим, чтобы колонки попали к адресату. Ягольник привез в райцентр группы «Игрушки», «Гавану» и Лену Петрову – дочь болгарского олигарха, решившую «покорять просторы Вселенной». Ролью экспедитора я не стал довольствоваться, и попросил начальника райуправления культуры познакомить с Сашей, другими людьми. Потом на фуршете мы обменялись телефонами.
По большому счету, Ягольник тогда был человеком с необъятными ресурсами, связями. Может быть, он уже и не считался мега-звездой, но в шоу-бизнесе решал многое. При этом его не коробило, что рядом сидит 16-летний мальчик, что-то просит советовать, что-то рассказывает. В нашем разговоре не чувствовались надменность, дистанция… Получилось так, что летом я привез Ягольнику колонки, а к 8 марта благодаря ему организовывал предвыборный концерт в винницком КЗ «Россия»: я привез тех же «Игрушек», «Гавану», Лену Петрову. Именно этот концерт я считаю первым, мной организованным, хотя «официально» первым я частенько и называю июньский концерт «Океана Эльзы».
Кстати, контакты директора «Океана Эльзы» мне дал Саша Ягольник. Давно я не видел его, не слышал. Как-то в «Одноклассниках» написал ему «спасибо за все», хотя не исключаю, что он и не помнит за что именно… Меня вдохновило, что к простому парню, который приехал на «бобике» с колонками, Саша отнесся очень хорошо, за что ему безгранично благодарен. Людей, которые помогали мне 10-12 лет назад, я всегда буду помнить. И чувства эти не поддельные. Эти люди отлично понимали, что взять с подростка нечего, и я понимал, ну, что с меня возьмешь? Сейчас иногда допускаешь, что с тобой не всегда дружат бескорыстно, но не тогда...
- Насколько выгоден концертный бизнес?
- Как и любой, если им профессионально заниматься. Он требует ежедневной работы. Нельзя повесить афишу и тупо ждать денег. В этом бизнесе свой миллион подводных камней. Каждый день нужно созваниваться с коллегами по стране, а иногда и в ближнем зарубежье. Прежде чем проводить концерт, нужно иметь определенный ресурс. Я еще застал когорту людей, которые начинали организовывать концерты при СССР. Они отдавали отчет своим поступкам, то есть если ты «взял» артиста в город, то обязан выплатить ему оговоренный гонорар, и не важно, сколько билетов на концерт ты продал. Артист приехал – у тебя есть для него деньги. А если нет, то не договаривайся, не обещай.
Я сам попадал в ситуации, когда приезжаешь, а организатор говорит, что «денег нет». Так зачем зовешь? На что рассчитывал? В таких случаях приходится определенными уловками «забирать» деньги. Психологическими. Не подумайте, не силой. Не те времена, да и я никогда «таким» не занимался. Тем не менее, сейчас встречаются ситуации, когда организаторы разводят руками. Когда я занимался концертной деятельностью, такого не было. Я сам не раз оказывался в убытке. Но до сих пор считаю, что не бывает плохих артистов, бывают плохие организаторы. Перед тем, как приглашать артиста, понимая, что идешь на риск, ты должен все взвесить, и только тогда звонить. Артисты ведь сами никогда не напрашиваются, разве что в случае проведения всеукраинского тура. И то директор обращается и предлагает - если хотите, приедем. Но когда организатор сказал, что «берет» артиста, он несет перед ним обязательства.
Это очень интересный бизнес, но он требует системности. Самый страшный враг начинающего концертного организатора – это калькулятор. После одного концерта подсчитал прибыль, и уже распланировал, что вот-вот на Мерс заработает. Так не бывает. Поэтому некоторые, действительно, и дома продают. Да, на одном концерте можно отлично заработать, на другом – оказаться в убытках, на третьем – выйти на «ноль», на четвертом – чуточку получить… Кроме того, приходится учитывать такое понятие, как сезонность. К примеру, в декабре, январе и летом в Виннице люди на концерты не ходят.
- Переквалификация в продюсеры «ТІКа» в свое время была довольно рискованной. Хотелось что-то поменять в жизни?
- Наверное, хотелось роста, встать на другую ступеньку. Будучи организатором концертов в Виннице, я проводил практически все мероприятия, в том числе городские. Конечно, думал - а что дальше? Мадонну привозить?.. Все что можно было в городе, я сделал. Хотелось попробовать себя в чем-то новом.
- И то, что с первого раза Вам не понравилась композиция Виктора Бронюка, подстегнуло?
- Не будем забывать, что на то время у меня был 3-4-летний опыт концертного организатора. Вите, человеку, который прежде был моим конкурентом, а на тот момент уже партнером по организации концертов, я мог в глаза говорить все, как, впрочем, и он мне. «Олени» мне понравились, а все остальное с моей «колокольни» казалось, мягко говоря, неприемлемым. Понимал, что Киркорова или «Океан Эльзы» из Бронюка не сделаешь.
В том, что я изменил свое отношение, большую роль сыграл сам Витя. Он верил! Верил в успех. Помню, мы пасли коров над Южным Бугом в березовой роще у села Соколова. Стояли в плащах под дождем, и приняли решение, что будем делать коллектив, который станет известным на всю страну, а то и дальше. Некоторыми знаниями мы уже обладали. Это мне помогло. Когда мы приезжали в тот или иной город, я знал, что мне станет говорить организатор, что я скажу ему сразу, что через два часа, а что «вытворю» вечером. Всего 10 лет назад на всю страну было до 40 концертных организаторов. Максимум, двое на город, в миллионниках могло быть трое. Если кто-то кого-то кинул, об этом сразу же все знали. И сейчас узнать несложно. Когда знаю, что еду туда, где могут кинуть, принимаю высшие меры предосторожности, повышаю размер предоплаты…
- До того, как в прошлом году «Forbes» включил Вас в ТОП-5 самых успешных продюсеров Украины, как относились коллеги к молодому винничанину, активно наступающему им на пятки?
- А как они могут ко мне относиться? Пожалуй, единственный человек, с которым я дружу, это Сергей Большой, муж и продюсер Алены Винницкой. Мы с ним знакомы давно, с тех пор, как «ТІК» только вышел на сцену. Дружим семьями. С Юрой Никитиным (гендиректор компании «Мamamusiс», опекает Андрея Данилко, Ирину Билык, дуэт «НеАнгелы», - прим. авт.), Женей Огиром (муж и директор Тины Кароль) знаком давно. А большинство тех, кого приводит в своем рейтинге «Forbes», знаю лишь заочно. Да и в стране не так много продюсеров. Преимущественно тандем исполнитель-продюсер - это супружеские пары. Люди видят друг друга каждый день и сближаются, только если продюсер не гей.
- А что, много среди продюсеров людей с другой ориентацией?
- На самом деле я не интересовался их ориентацией. Но не понимаю, зачем эту «культуру» популяризировать? Одно дело, когда человек таким родился, другое – когда к этому его толкает социум. Лично я считаю, что однополые отношения не следует запрещать, но и рекламировать не нужно.
- Признайтесь, почему студия группы расположена в промзоне?
- Мы никому здесь не мешаем. Можем репетировать и в 10 часов вечера, и после полуночи. Изначально хотели репетиционную базу разместить там, где будем иметь к ней круглосуточный доступ. Во-первых, нам иногда приходится ночью уезжать на гастроли. Во-вторых, после репетиции, к примеру, барабанщик может остаться на пару часов и отбивать один ритм. Нормальный человек от такого с ума сойдет, а тут его никто не слышит. Так что причина не в том, что искали мегадешевую аренду.
- Не исключаете, что в ближайшие годы «на свет появятся» группы, подражающие «ТІКу»?
- Вполне. Более того, люди и сейчас пытаются… В свое время мы не стали тыкаться в ниши, в которых уже работают, мы создали не похожий на других репертуар, стали первыми. И прекрасно понимаем, кто пойдет нашими стопами – будут только похожи на «ТІК». Если будем поддерживать нынешний уровень, бояться нечего. На данный момент мы достаточно качественно выполняем свою работу, будь то корпоратив на 10 человек или Дворец спорта, либо новогодняя ночь в Харькове, где на площади Свободы собралось около 50 тысяч человек. Честно говоря, я был поражен тем, как под нашу музыку люди с характерным азиатским разрезом глаз вытанцовывали польку! Не думаю, что китайцы, вьетнамцы знакомы с творчеством группы «ТІК», но оценили. Значит, мы двигаемся в правильном направлении.
- В ответ на «серых кардиналов», как охарактеризовало продюсеров издание «Forbes», Вы назвали себя и коллег «закулисными ремесленниками». В чем обратная сторона этого ремесла?
- Человек должен понимать, что, становясь продюсером, он не всегда будет иметь дело с созиданием. «Серый кардинал» - это тот, кто управляет, дергает за ниточки, оставаясь при этом за «кулисами», а продюсер производит конечный продукт. В первую очередь нужно понимать, что тут многое приходится делать руками, ногами, переступать через собственные амбиции ради определенной общей цели.
- А что нужно делать руками?
- Например, сесть за руль, чтобы отвезти группу на концерт, прийти к человеку на встречу и просидеть в приемной полтора часа, потому что тебе срочно нужно решить конкретный вопрос. Я такой, что посижу… Приходится всегда быть готовым к любым форс-мажорам, оперативно вмешиваться и решать проблемы. У меня бывают дни, в течение которых я только отвечаю на звонки. Больше ничего не успеваю. Но каждому отвечу. Я не жалуюсь, такие условия сам себе создал. Год назад я взял помощника, который теперь вместо меня ездит с группой. Хотя в особых случаях я по-прежнему отправляюсь в туры. И в любом случае, даже если всю ночь провел в пути за рулем, утром остаюсь на связи - на беззвучный режим телефон не ставлю.
- Некоторые коллеги стараются продюсировать одновременно нескольких исполнителей, групп. Не планируете расширяться?
- У кого-то это получается, у кого-то нет. Не хочу зарекаться, но сейчас я еще начал работать с Соней Сотник. Она долгое время была моей правой рукой в «ТІКе», потом вернулась в утреннее шоу на радио «Рокс». В то время, когда мы практически не общались, она стала писать. Я случайно попал на ее второй сольный концерт в киевском клубе «Бинго». Мне понравилось. И мы решили, что будем сотрудничать. Надеюсь, все получится.
Когда у «ТІКа» выходит новый альбом, я сам могу по памяти написать тексты всех песен. Я наизусть знаю каждое слово, потому что этим живу. Недавно мы записывали песню Сони, и я подловил себя, что тоже наизусть смог повторить слова… Это нормально, но одновременно пропускать через себя песни, скажем, пяти коллективов, не смогу.
К тому же хочется детям, жене время уделять, и жить не «после 60 лет», но и сейчас. Почему-то бытует мнение, что вот буду стареньким, тогда отдохну, на рыбалку схожу. А я сейчас хочу сходить, взять бур, поехать на Буг и поймать двух окуней. Нужен баланс работы и отдыха. В гонке за «длинным рублем» можно потерять то, что не восстанавливается – это и семья, и нервная система, и здоровье в целом. Правда, вот сказал, а сам, если честно, которую неделю не могу попасть на зимнюю рыбалку.
Знаете, как-то с Витей обсуждали, что гонорар коллектива повышается, когда количество концертов превышает 15 в месяц. Допустим, каждый месяц будем проводить по 25 концертов... При этом не увидим ни жен, ни детей, ни городов. Думаете, преувеличиваю? Мы проездили каждый областной центр по 5-10 раз, и ничего там не видели, кроме гостиниц и залов. Сколько раз был в Запорожье, ни разу не сходил на экскурсию в Хортицу. А очень хочу.
- В конце прошлого года очень некрасиво «умирала» группа «ВИА Гра», а потом еще более мерзко возродилась. На какие еще уловки идут менеджеры, PR-службы, чтобы привлечь внимание к конкретному коллективу, исполнителю?
- Не мне про эти уловки рассказывать. О них можно прочитать в Интернете. Скажу лишь, что мы никогда подобным не занимались по той причине, что информационные поводы, связанные с нами, были, как говорят, из жизни. Первым информационным поводом можно считать то, что Виктор Бронюк работал в Винницком горсовете. Это чистейшая правда. Второй повод – звонил дедушка, который собирался подавать на нас в суд из-за песни «Олени». Он посчитал, что его обидели. И это чистейшая правда. Также в свое время начальник Винницкого ТТУ Владимир Бугайчук не дал нам развесить в трамваях и троллейбусах плакаты, пояснив, что кондукторы категорически отказываются. Мол, угрожают тем, что не выйдут на работу. Никто специально такого не выдумывал. Все это происходило с нами в жизни.
Жизнь у нас и так веселая, так что не пришлось что-то выдумывать. С другой стороны, мы достаточно настороженно относимся к выдуманным историям. Мысленный негатив притягивает реальный негатив. Признаюсь, была у нас идея на песню «Апрель» снять клип с аварией, в которой по сценарию пострадала бы девушка. Передумали, решили не притягивать к себе подобные события. Мысли ведь материальны. Поэтому я категорически против того, чтобы запускать «утки» о распаде группы или о том, что кто-то из нас разводится. Лучше о чем-то хорошем. Я сторонник того, чтобы твоя «фишка» была на основе шоу, но ни в коем случае нельзя шутить человеческими отношениями, судьбами.
Как ведь бывает? Сначала те, кто запускает сплетни, считают: пусть все думают, что разводимся... Проходит пару лет и пара распадается. А стоило ли говорить об этом?.. О семейном положении Леди Гага никто не знает. Тем не менее, ее команда работает над сценическим образом, и певица собирает тысячные аудитории. Значит, заинтересовали не интимной жизнью, а творчеством.
Убежден, народ опасно обманывать. Если ты взял определенную планку, ниже опускаться нельзя. Когда организовываешь всеукраинский тур, предлагаешь зрителям определенную программу, то через год программа, как минимум, на треть должна отличаться по репертуару, концерты обязаны отличатся визуально – декорациями, светом, костюмами… Иначе в третий раз люди не пойдут на концерт. А зачем, они же будут уже уверены, что ничего нового им не продемонстрируют.
Почему-то ведь исполнители, чьи гонорары по 50-100 тысяч евро, продолжают писать новые песни, я говорю о Григории Лепсе, Софии Михайловне Ротару. Раз в квартал у них появляется что-то новенькое. Почему-то… Хотя люди могут вообще ничего не писать, почивая на лаврах, но они пишут. Они прекрасно понимают, что пока пишут, будут в «струе». И вместе с тем, почему-то наши маленькие «звездочки» раз в год запишут новую песню и жалуются, вот, мол, шоу-бизнеса в стране нет.
Что касается доходов, то мы с Виктором долгое время ничего себе не могли позволить. Во всем отказывали, при этом каждую заработанную копейку вкладывали в туры, инструменты. Только недавно стали что-то оставлять «для себя». Наши коллеги, не буду называть имена, на предвыборных турах заработают, потом купят машину. И все. Завтра не за что ее заправить. Хочешь авто, так купи модель скромней, но сними клип!
- Чем увлекаетесь помимо работы и рыбалки?
- Футболом. Люблю и смотреть, и играть… Если в субботу остаюсь в городе, то обязательно езжу к друзьям в Селище Тывровского района. Третий год уже стою на воротах, как в детстве. Не так давно ездил в Португалию на матч «Порту» и «Динамо», теперь надеюсь, что поеду на игру киевлян в Бордо.
А рыбачить я всегда любил, но возможность появилась только с 2012 года. С другом берем лодку и можем денек посидеть на пруду, поймать полведра карасиков. Это такое счастье… Недавно в Финляндии попробовал, что такое зимняя рыбалка. Тоже загорелся. Вернувшись в Винницу, пошел с ребятами на Буг. Правда, не только мы, но и, наверное, остальные 300 человек ничего не поймали. Как оказалось, на выходные Ладыжинская ТЭС спускает воду, и рыба в принципе клевать не может. Ездить нужно в будни. Мы быстренько переметнулись на озера под Немировым и наловили «шпрот» - маленьких окуньков. Получили массу удовольствия.
Многое что еще хотелось бы освоить. Например, авиатранспорт. Оказывается, сейчас есть самолеты, которым, чтобы взлететь, нужна полоса в 50 метров, а чтобы сесть – 100 метров, а заправляются они 95-м бензином. Может, когда-то найдется и на это время.
Сказать, что глобально увлекаюсь автотранспортом, не могу, причисляю себя к любителям. Автомобиль «ВАЗ-2101», на котором всю жизнь отъездил мой дедушка, потом отец, мне достался по наследству. Я его отреставрировал. Иногда на «копейке» рассекаю по дорогам. Совершенно иные ощущения, когда с «Мерседеса» пересаживаешься. И они не связаны с комфортом. Я же с 10 лет учился на этой машине ездить, поэтому мне комфортно. Дело в другом. Думаешь, что ж такое - ехал на «Мерседесе» спокойно, никто не подрезал, почему же в «копейке» меня со всех сторон начинают «щемить», пальцы показывать, и любое «корыто» сразу же начинает с тобой соревноваться. Пересаживаешься опять в «Мерседес», едешь по той же дороге, проблемы исчезают. Такие у нас водители...