ООО “ЖЭУ” создано, как управляющая компания, то есть, ее сотрудники непосредственно ремонтом и уборкой заниматься не будут, только контролем за тем, как это делают другие, и общением с населением. А управлять эта фирма будет жилым фондом ЖЭКов №№ 14, 16, “Мешканець” и “Энергоагроимпекс”, фактически охватывающих территорию, ограниченную улицами Красноармейской, Киевской, Коцюбинского на Замостье, а также центра, Славянки и Свердловского массива на правобережье Винницы. Поскольку “РЕАЛу” в течение нескольких дней не удалось созвониться с бывшим начальником одного из “объединенных” ЖЭКов, а ныне директором ООО “ЖЭУ” Вячеславом Гребенем, редакция за разъяснениями обратилась к начальнику жилищного управления Винницкого горсовета Сергею Кушниру. Ведь именно городские власти несут ответственность за результат работы новой структуры, если дали ей “зеленый свет”.
- Сергей Иванович, “ЖЭУ” создали администрации ЖЭКов, которые “объединяются”. Будучи коммунальными им кто-то мешал работать? Почему выбрали такой путь?
- Это не объединение, а изменение подходов к оказанию услуг. На сегодняшний день ЖЭКи представляют собой не только монополиста на определенной территории, но и одновременно заказчика и исполнителя услуг по обслуживанию домов и придомовых территорий, а также контролирующий качество этих услуг орган. Все в одном лице. Ментально любой исполнитель, когда сам себе заказывает работу и сам себя проверяет, теряет в качестве… Поэтому и был выбран формат управляющей компании. В ее функции входит планирование работ, выбор их исполнителей, расчет стоимости оказанных подрядчиком услуг.
Таким образом, штат “ЖЭУ” состоит лишь из административно-управленческого персонала, который будет сначала, исходя из соотношения “цена – качество” находить подрядчика на конкретную работу, проверять ее выполнение, а в случае ненадлежащего качества штрафовать либо разрывать договоренности. К примеру, занимается нанятая бригада уборкой нескольких домов, а жильцы одного дома жалуются, что грязно. В таком случае подрядную организацию могут оштрафовать на сумму, соответствующую выполняемой работе по уборке трех домов. Действенно? Если ситуация не изменится, управляющая компания заключит договор об уборке с другим подрядчиком. Фактически, внедряя такую схему отношений между жильцами, управленцами и организацией, выполняющей работу, город получит возможность развивать сферу подрядчиков и создавать конкуренцию между ними.
Кроме того, что касается той же уборки дворов или подъездов, задача состоит в том, чтобы уйти от сегодняшней системы. Сейчас ЖЭКам платят по количеству уборок в день, неделю, месяц. Это изжившая себя практика. Руководство ООО собирается применить иной подход - подрядчику выделяется сумма, за нее он обязан обеспечить чистоту. И не важно, будет дворник подметать до рассвета или мести регулярно. Должно быть чисто всегда…
Что касается инициаторов создания частной фирмы, то это три начальника ЖЭКов, которые сами изъявили желание работать по такой схеме. А мэрия их поддержала. Между прочим, аналогичные подходы давно и успешно используются в соседних Польше и России. В ходе переходного этапа – до 1 апреля – будут параллельно функционировать и ЖЭКи, и ООО, а в течение 6-9 месяцев, думаю, “отшлифуются” все рабочие моменты.
- Почему аналогичная структура не создана, как коммунальное предприятие?
- По нескольким причинам. Во-первых, законодательство пока четко не регламентируют такую деятельность для коммунальных структур. А любые правовые “пробелы”, как вы знаете, могут в итоге обернуться претензиями со стороны различных контролирующих органов. Во-вторых, частная фирма более мобильна в принятии любых хозяйственных решений. Она не обременена необходимостью проведения тендеров, бюрократической волокитой. При этом вовсе не исключено, что на ее опыте со временем мы сможем внедрять эту систему в работу коммунальных предприятий (КП). А в-третьих, не секрет, что КП сложно привлечь инвестиции, даже из городского бюджета, возможности которого ограничены, а ООО в этом плане проще найти подрядчика, который, скажем, выполнит работы в долг. Кстати, это тоже инвестиции, а не только живые деньги…
Допустим, в доме необходимо сделать относительно дорогостоящий ремонт. Если “разбить” его стоимость на всех жильцов и включить “долю” каждого в месячный тариф, то размер “квартплаты” превысит граничный лимит. Это запрещено. По этой причине сегодня многие ЖЭКи либо избегают выполнения таких работ, либо ищут какие-то варианты, и долго потом оправдываются. А так, подрядчик отремонтирует дом, а компенсируют затраты ему в течение, скажем, трех месяцев.
Четвертое преимущество – внедрение энергосберегающих технологий. ЖЭКи никогда подобным не занимались, а ООО “ЖЭУ” берет на себя обязательства по обеспечению экономии тепла, снижению потребления электроэнергии. Специально созданный технический отдел будет заниматься мониторингом ситуации и поиском решений по проблемным моментам. Например, путем утепления конкретной стены, замены окон в подъезде. К тому же в течение полугода специалисты компании намерены проинвентаризировать весь жилой фонд, чтобы определиться с приоритетами, то есть, выяснят какие работы важней, какие дома требуют безотлагательного ремонта.
- Если тариф для жильцов не изменится, качество услуг не ухудшится, то на чем ООО заработает?
- Повторю, система начисления тарифов остается прежней, граничные тарифы никто не меняет, льготы старшим по домам сохраняются. Не весь административный персонал ликвидируемых ЖЭКов сохранит места, штат новой компании уменьшится примерно на четверть. Кто-то уходит на пенсию, кто-то переводится на работу в другие коммунальные предприятия. В планах ООО “ЖЭУ” и отказ от “своей” кассы. Ее место займет банковская, что позволит людям одновременно оплачивать не только коммуналку, но, скажем, и кабельное телевидение.
Причем, руководство управляющей компании намерено сохранить все приемные пункты населения, которые прежде функционировали при ЖЭКах. В каждый из этих пунктов сможет обратиться житель дома, обслуживающегося компанией. К примеру, человек проживает у вокзала, а работает в районе улицы Пирогова или Соборной. Раньше, чтобы оставить заявку в ЖЭКе, уточнить размер платежа или получить справку, ему приходилось либо ждать выходного дня, либо в рабочее время отпрашиваться, чтобы проехать полгорода… Теперь он сможет по этому поводу обратиться в тот пункт, к которому ему ближе – скажем, по ул. Володарского. Единая база это позволяет.
Более того, в планах создать на их основе универсальные пункты, куда люди смогут обращаться по любому поводу – от заказа ремонта холодильника до перевозки мебели. Задумка в том, чтобы диспетчер предложил жителю на выбор несколько перевозчиков мебели или ремонтных мастерских с указанием их номеров телефонов, спектра услуг и расценок. Не буду лукавить, для городских властей опыт управляющей компании очень интересен. Думаю, если их работа будет признана винничанами эффективной, аналогичные новации ждут и остальные ЖЭКи.