Винницкие костюмы давно “пришлись ко двору” в Администрации Президента, Кабмине и Верховной Раде. По качеству они не уступают лучшим мировым аналогам, хотя и стоят гораздо дешевле. При этом первые лица государства продолжают хронически не замечать отечественную легкую промышленность, которая развивается скорее вопреки установленным для нее рамкам. Крупные фабрики преимущественно держатся на таких энтузиастах, как глава наблюдательного совета ОАО “Володарка” и Почетный гражданин Винницы Леонид Гавриш. Возглавляемое им предприятие ориентируется на последние веяния моды. То, что вчера в Париже на показе представляют, сегодня, образно говоря, уже шьют винничанки, пишет газета "Винницкие РЕАЛии"
- Леонид Тарасович, Вы лично часто замечаете на винничанах костюмы от “Володарки”?
- А как же!.. Иногда смотрю на человека - отлично на нем костюм сидит. Думаю, наверное, в Париже покупал. А оказывается, это наше производство. Винничанам не нужно представлять нашу продукцию, рядом с фабрикой функционирует крупный магазин, плюс есть еще несколько точек по городу. Деловой стиль никто не отменял, а мы предлагаем по приемлемым ценам отличное качество. Его ценят. К примеру, мэр Владимир Гройсман ходит только в наших костюмах. На губернаторе я видел и наши костюмы, и других производителей. Многие депутаты отдают предпочтение нашим изделиям. Насколько я знаю, они одеваются не только в нашем винницком салоне, но очень часто заходят в киевские магазины, где представлена продукция “Володарки”. При этом мы не ориентируемся только на покупателей с уровнем дохода выше среднего, всегда предлагаем очень гибкую систему скидок. Допустим, выпустили в сезон коллекцию. Если в течение определенного срока изделия не продали, снижаем на них цены. И для людей даже с довольно скромными доходами покупка такого костюма не станет обременительной для семейного бюджета.
- В отличие от многих предприятий отрасли, “Володарка” еще в начале 1990-х начала тесно сотрудничать с немецкими заказчиками, в том числе ТМ Hugo Boss. И благодаря работе по давальческим схемам сохранила производство. На нынешнем этапе больше ориентируетесь на украинского покупателя или экспорт?
- Так сложилось, что “Володарка” много лет строит свою работу по двум направлениям. Мы работаем на внутренний рынок и принимаем заказы от иностранных фирм. Комбинация – это оптимальный вариант. Для Украины ежегодно планируем увеличение объемов производства, для чего, в первую очередь, делаем ставку на развитие сети реализации. Практически во всех областных центрах представлена наша продукция, и, несмотря на это, мы продолжаем открывать торговые точки. Конечно, о больших приростах говорить не приходится. В зависимости от года он исчисляется несколькими процентами.
Внутренний рынок требует серьезных инвестиций, а сейчас оборотные средства с предприятий “вымыты”. Чтобы вкладывать деньги в открытие новых торговых точек, необходимо либо привлекать собственные оборотные средства, а они выкачаны налогами, либо располагать дешевыми банковскими кредитами, а не под 22-24% годовых. Приведу пример. Брэндовые производители создают собственные бутики. Мы – не исключение. Но для реконструкции, ремонта и оснащения товаром нового магазина, отвечающего современным требованиям, следует вложить, как минимум, 5 миллионов гривен. Поэтому-то часть продукции мы отдаем на реализацию.
Чтобы заинтересовать украинского покупателя, фабрика расширяет ассортимент. Кроме пошива традиционных костюмов, пиджаков, брюк, наладили выпуск мужских пальто, плащей, курток, женских брюк. То есть, стараемся шить практически все, что позволяют и производственные мощности, и оборудование. Берем качеством, а для этого продолжаем техническое переоснащение: в частности, недавно закупили машины для обтачивания рукава, прессы, петельные и пуговичные машины. Это японская техника. Она очень дорогая, но зато изделия отвечают современным требованиям и стандартам.
Будем откровенны, спрос на изделия легкой промышленности зависит от возможности покупателей и засилья рынка секонд-хендом. По последним данным, дешевые поношенные товары ввозятся в Украину на сумму в 100 миллиардов гривен в год. К этому нужно добавить изделия китайского легпрома… Но существует и ниша нашего покупателя. Мы давно сформировали свой рынок.
- Как считаете, какая доля отечественной швейной промышленности находится в тени? Не секрет, что цеховики из Одессы, Хмельницкого, Харькова, да и Винницы, обеспечивают своей продукцией местные рынки, порой в объемах не меньше, нежели Китай…
- Как правило, это небольшие цеха, в которых работает по 20-30 швей. Не думаю, что они способны конкурировать по объемам с импортом. К тому же оборудование в таких цехах не позволяет пошить изделия высокого качества. Максимум, за что там берутся из мужского ассортимента – это за брюки и куртки.
Теневое производство я не считаю препятствием для развития легальных фабрик. Если в целом теневую экономику в Украине оценивают на уровне 50% от легальной, то в легкой промышленности, не думаю, что она превышает 15%. С дешевым китайским товаром и секонд-хендом, которые завозятся тоннами, наши “подпольщики” конкурировать не могут.
- О льготах для украинских швейников говорят не один год…
- Для предприятий, подобных нашему, никаких льгот не предусмотрено. В течение последних 10 лет законодательную базу не меняли. В Украине не выпускают ни швейных машин, ни запчастей к ним. Мы с коллегами постоянно боремся за то, чтобы упразднили плату НДС при ввозе нового оборудования. Чтобы растаможить технику, нужно прежде заплатить 20% от ее стоимости…
Не так давно в очередной раз нас собирали на заседание в правительстве. Мы рассказывали о своих предложениях, реализация которых дала бы толчок к развитию отрасли. На сегодняшний день ничего не изменилось. Что нужно сделать, чтобы государство обратило внимание на легкую промышленность, я не знаю.
Да, Кабмин принял постановление об освобождении от уплаты налога на прибыль. Но эту льготу предоставляют лишь предприятиям, работающим исключительно на внутреннем рынке. А только на внутренний рынок работают те, кто работает нелегально.
- За счет чего выживаете, когда практически вся швейная промышленность умерла?..
- В 1990 году в Винницкой области работало 21 предприятие, на которых трудилось 18 тысяч человек. Сегодня кроме “Володарки”, держатся на плаву фабрика в Хмельнике и “Подолье” в Виннице. А работает всего до 2 тысяч человек. Да, у отрасли перспектив немного. Но мы ставим задачу сберечь коллектив. Как это сделать? Высокий уровень технологии и профессионализм персонала, качество и продуктивность – только соответствие этим критериям позволяет выживать.
- Как уверяют, в Государственной налоговой службе в последнее время созданы максимально благоприятные условия для автоматического возмещения НДС тем предприятиям, которые работают прозрачно…
- Уточню, “прозрачности” для этого мало. Помимо прочего, ГНС ставит условия относительно оборотов, а также требует, чтобы средняя зарплата на предприятии была не менее 3,5 тысячи гривен. “Володарке” сложно соответствовать этим критериям. Мы бы с радостью платили работникам больше, но если винницкие швеи будут получать такие зарплаты, то их продукцию никто не купит. Это однозначно. Учтите, стоимость газа, электроэнергии стремительно дорожают, даже минимальная зарплата растет, а наша продукция аналогичными темпами не повышается в цене. Если мы повысим цены, то наши костюмы перестанут покупать.
- Каким образом государство может защитить внутренний рынок и дать преференции отечественному производителю? Между прочим, с автопромом это уже произошло. Увеличили пошлины на импортные машины, в рознице они подорожали. Есть ли смысл аналогичным образом реанимировать швейное производство?
- Вероятно экономический эффект от поддержки легкой промышленности будет не меньшим, чем в случае с производителями автомобилей. Кстати, раньше легкая промышленность давала от 15 до 25% поступлений в бюджет Украины. Не нужно выдумывать рецепты спасения – на уровне правительства стоит лишь повысить “тарифы” на ввоз импорта и постепенно несколько ограничить ввоз в страну некачественной продукции. Будем откровенны, легально работающие предприятия и цеха, которые находятся в тени, обеспечивают внутренний рынок своей продукцией примерно на 20%. Поэтому “закрывать границы” для импорта нельзя, а поступательными мерами можно восстановить собственные производства, не допустить роста цен, пополнить казну и заодно создать тысячи новых рабочих мест. “Володарка” может стать базовым предприятием, скажем, для организации нескольких цехов в пределах Винницкой области, наши специалисты обучат и помогут наладить процесс. От этого все выиграют.
- Любые инициативы с налогообложением и “защитой” внутреннего рынка так или иначе приводят к подорожанию товаров. Без этого никак?
- Повторюсь, никто не говорит о “хирургических методах” и одномоментном полном запрете или ограничении импорта. При поэтапной коррекции в течение 10-15 лет изменение структуры рынка не отразится на кошельках украинцев. За счет увеличения производства местные предприятия могли бы опускать цены, приобретать более современное оборудование и стимулировать развитие национальной экономики. Параллельно при поддержке государства швейникам могли бы давать долгосрочные кредиты под минимальные проценты. Таким образом, в итоге можно решить несколько проблем, включая социальную - с трудоустройством населения в райцентрах и сельской местности.
- Почему государство столько лет игнорирует все, что связано с легпромом?
- Будучи вице-премьером Виктор Пинзеник четко сформулировал позицию правительства, заявив, что “нам легкая промышленность не нужна, мы все товары завезем”. Как в воду смотрел. Так все и происходит. Мне кажется, на сегодняшний день государству уже просто тяжело влиять на ситуацию, вмешиваться в нее и пытаться изменить…
- Во многих европейских странах известные торговые марки предпочитают заказывать пошив изделий в азиатско-тихоокеанском регионе. Некоторые винницкие фирмы тоже размещают там заказы. Может и “Володарке” стоит избрать такой путь, как наиболее оптимальный для предприятия?
- Что касается винницких фирм, то они завозят импорт. Заказы не размещают… Я неоднократно ездил в Китай, изучал опыт работы текстильно-швейных комбинатов. Там совершенно иные условия труда. Китайская швея работает практически круглосуточно и без выходных, трудится 280 часов в месяц, а наша 180. К тому же у китаянок производительность в два раза выше, а получает она в два раза меньше. На среднем китайском комбинате трудятся 35 тысяч швей, а еще 45 тысяч стоит в очереди на рабочее место.
Знаете, я об этом рассказывал нашим сотрудницам. Они ужаснулись, сказали, что я из них “хочу китаянок сделать”. Никто на “Володарке” так работать не будет. Поэтому мы не в состоянии конкурировать. Себестоимость самого дешевого костюма, пошитого в Украине, составляет 75 долларов, а в Китае изделие аналогичного качества и из таких же тканей будет стоить 35 долларов. Не удивляйтесь, на цену влияют и стоимость энергоносителей, и зарплата.
Однако заниматься импортом готовой продукции мы не хотим. Вероятно, с коммерческой точки зрения это и оправданно, но “Володарка” - это предприятие с традициями, историей, собственным видением развития. Возможно, когда-то нас и услышат в правительстве. Не думайте, что я – неисправимый романтик. Сегодняшние условия любого заставляют быть реалистом. Уверен, что мощные украинские предприятия, такие как в Виннице и Черновцах, сохранят свои позиции. Более того, мы же просим не помочь нам выжить, а создавать новые рабочие места.
- Костюмы от “Володарки” покупали экс-президенты Кучма и Ющенко. Осенью прошлого года в ходе предвыборной кампании одной политической силы два костюмчика приобрели для звезды украинского футбола Андрея Шевченко. Нынешний президент еще не одевается у отечественного производителя?
- Да, Шевченко был на фабрике. С удовольствием купил костюмы. Как впрочем, и нынешний министр соцполитики Наталья Королевская, которая приезжала вместе с Андреем. Она тоже для мужа взяла костюм… Виктор Янукович не покупал. А премьер-министр ходит в наших костюмах. Николаю Азарову покупают изделия в наших киевских магазинах. Сейчас мы в столице открываем свой офис – в Национальном университете технологий и дизайна. Совместно с кафедрой технологии швейного производства начинаем новый проект, который собираемся очень широко рекламировать.
- Кстати, о рекламе. Вы первым из руководителей винницких предприятий разместили рекламу в соцсети “Одноклассники”. Она оказалась эффективной?
- Уже около 4 лет мы там рекламируемся. Определенные позитивные моменты от этого видим. Сейчас наши маркетологи занимаются тем, чтобы рекламировать продукцию и в других соцсетях. Я думаю, это достаточно перспективный подход. Вы же понимаете, что для нас главная задача – это продать.
- Раньше Вы любили ходить на работу пешком. Придерживаетесь этой традиции?
- Знаете, как когда. Когда пешком на работу иду, когда и на трамвае проедусь. Но чаще на своих двух. Каждому человеку в день нужно пройти 5 километров. Стараюсь придерживаться этого правила.
- Вы всегда с гордостью показываете экспонаты будущего музея истории фабрики. Не планируете ли сделать его доступным для всех, расширить за счет старинных швейных или ткацких машин, которые не использовались на “Володарке”?
- История производства костюма на “Володарке” действительно очень интересная. Думаю, в ближайшее время идея создания музея будет реализована на практике, причем, он станет интересным не только работникам фабрики или тем, кто работал в швейной промышленности, но и абсолютно всем. Пока бы не хотелось раскрывать все тайны.
- Как свободное время проводите?
- А у меня его не так и много… На даче очень люблю заниматься приусадебным участком. Горжусь своим садом. У меня там растет около 300 плодовых деревьев – от слив и черешен до персиков. Причем, разных сортов. На огороде тоже выращиваю практически все. Продукты на рынке не покупаю. С опаской к ним отношусь. Поэтому и предпочитаю все свое. Я даже жуков ядом не травлю. Как только появляются личинки, встаю в 5 часов утра и до полвосьмого “очищаю” от них картошку. Соседи сначала скептически относились к такому “сбору”, но потом поняли, что он эффективен, а картошка вырастает экологически чистой.
Очень люблю шахматы. Когда могу уделить несколько часов, стараюсь разобрать партию, сыгранную на чемпионате мира. Раньше и в турнирах часто участвовал. Теперь играю, но на любительском уровне. Огромное удовольствие получаю. Своим любимым шахматистом считаю Алехина. Это гениальный российский гроссмейстер с очень непростой судьбой. Из современных шахматистов с огромным уважением отношусь к Евгению Карпову. Мы давно знакомы. Когда он бывает в Киеве, мы всегда встречаемся.
Нравится путешествовать. Правда, мои путешествия – это командировки. Всегда стараюсь куда-то ездить с пользой для производства, узнать о новой технике, ее возможностях. А в отпуск еду в Крым или Закарпатье.