Центральный парк в Виннице частично расположен на месте старого католического кладбища и мест захоронений расстрелянных в 1937-38 годах. Сегодня местные власти не имеют четкого представления того, где проходили кладбищенские границы, поэтому нет единодушия в вопросах «зонирования» парка. Более того, в закрытии КЗ «Радуга» это сыграло не последнюю роль. Винницкие исследователи городской истории, собрав массу старинных материалов, утверждают, что концертный зал не строился «на костях», и определили пределы площади захоронений, пишет "РЕАЛ".
Всерьез над изучением прошлого местные историки занялись относительно недавно. Поэтому «белых пятен» в Виннице еще достаточно. И тема старых кладбищ – одна из них. Доцент кафедры истории и культуры Украины Винницкого педуниверситета Татьяна Кароева в конце декабря представила горожанам результат своих изысканий мест захоронений прошлых веков. Всего на данный момент известно примерно о 20 таких кладбищах.
Так, по ее сведениям одни из самых древних городских кладбищ располагались в сегодняшнем «историческом ядре» Винницы – в Мурах, перед костелом, в том числе на месте тротуара улицы Соборной, а существовали они не позднее XVII столетия. Несколько старинных кладбищ – еврейское и православные – находились по соседству на Старом городе. Одно — в районе улицы Г. Успенского, которое существовало по-видимому с XVI столетия до 1949 года, остальные возникли примерно в то же время на месте ул. 8 Марта и вблизи Свято-Николаевской церкви.
Именной указ императора Николая І от 1837 года, запрещающий украинцам хоронить покойников в левадах и садах, и стремительный рост Винницы того времени привели к появлению «собственных» кладбищ у каждой общины или предместья. Так, Татьяна Кароева отмечает, что в 1885 году местные власти стали массово выделять землю под захоронения в разных «уголках» города. Тогда появилось Старообрядническое кладбище вблизи Дубовецкой Слободки (ныне у ул. Привокзальной). Прежде старообрядцы хоронили предков в районе бывшей 2-й детской поликлиники по ул. 50-летия Победы. В начале ХХ века на этом месте построили церквушку, а само кладбище, называемое Замостянским, просуществовало до 1940-х.
Якобы 1907 годом датируются первые захоронения горожан на Старогородском кладбище, что по ул. Тимощука, хотя солдатские могилы здесь появились еще с 1903-го. Позже возникло Гарнизонное кладбище, где хоронили служивых, начиная с 1912 года. Правда, по поводу точного его места расположения ведется дискуссия. Оно могло быть как на месте нынешнего Тяжиловского кладбища (по ул. Москаленко), так и в районе складов и баз у железной дороги. Кстати, некогда кладбище для жителей Тяжилова находилось на перекрестке нынешних улиц Ватутина и Уборевича. Еще в 1960-х там оставались остатки могильных плит.
Самое древнее из известных Пятничанских кладбищ располагалось в «треугольнике» улиц Герцена, Мичурина и Богуна у старой деревянной церкви 1732 года. Существовало оно еще в 1920-х. Но в то время местных жителей уже хоронили у перекрестка улиц Кобылянской и Богуна. И только перед Великой Отечественной войной городские власти открыли кладбище на километр дальше, которое и сейчас известно как Пятничанское (закрыто с 1984-го).
С конца ХІХ века на месте нынешнего Мемориала Освобождения по ул. Киевской (ближе к реке) появилось кладбище жителей Слободы-Пятничанской. Его официально закрыли лишь в 1973 году. Началом ХХ века датируется Малохуторское кладбище по ул. Блюхера. Периоды эксплуатации кладбищ бывших пригородных сел Сабарова и Пирогово не установлены, но, видимо, самым старым из них тоже чуть больше века. Еще стоит вспомнить кладбище больницы им. акад. Ющенко. Оно тоже ведет свое начало с ХІХ столетия.
Если эти кладбища – частично сохранившиеся или полностью исчезнувшие – для винничан интересны по большей части с исторической точки зрения, то границы мест захоронений в районе Универмага и Центрального парка продолжают обсуждаться для того, чтобы понимать, что «можно там строить» и исключить «танцы на костях». На собрании местного исторического клуба «Хронотоп» поднималась эта тема. По архивным данным, винницкие историки определили, что так называемое Староправославное кладбище находилось на месте площади Гагарина, где потом возник рынок «Калича». Неподалеку от него — за Свято-Воскресенским храмом в сторону улицы Пирогова – позже появилось Новоправославное кладбище. Кстати, между улицами Зои Космодемьянской и Стуса в ХІХ веке была Кладбищенская площадь.
Но наиболее жаркие дискуссии, и давно, вызывают границы Римо-католического кладбища, занимавшего часть нынешнего ЦПКиО им. Горького. Первые захоронения на этом месте, как считает Т. Кароева, датируются, вероятно, концом XVIII века, а с появлением в 1934 года парка, он постепенно «поглотил» кладбище. Еще в 1960-х годах оно оставалось закрытым, но существующим, и за могилами ухаживали винничане.
По словам главы ОО «Кресовяцы» и исследователя польского наследия Юрия Войцицкого, в центре парка до сих пор можно обнаружить остатки примерно 20 старинных склепов. В некоторых местах видны «дыры», в которые можно засунуть руку с фотоаппаратом и заснять склеп изнутри. Изысканиями он определил границы захоронений – от условной линии между Фонтанной площадью и ул. Соборной до КЗ «Радуга». Причем, как уверяет исследователь, сам концертный зал расположен несколько дальше. С ним согласна и Татьяна Кароева.
Кроме того, как отмечает глава ОО «История Винницы» Александр Федоришен, известны и места захоронений репрессированных в 1937-38 годах. Они тоже находятся на некотором удалении от «Радуги». Поэтому местные историки считают неуместным споры относительно того, что зал строили «на костях», а сам парк, по их мнению, следует зонировать, условно разделяя развлекательную и мемориальную части.
Вместе с тем, одно строение напоминает о недалеком прошлом ЦПКиО им. Горького – радиоузел. «Его можно перенести в другое помещение, а в этом – бывшей надсклепной каплице – стоит сделать небольшое хранилище раритетов, фотографий и прочего, что связано с трагедией 1937-41 годов», — считает Ю. Войцицкий.
Подобную идею винничане, интересующиеся историей, готовы обсудить. При этом они уверены, что таким образом можно положить конец затяжным спорам по поводу мест захоронений в парке. То есть, в едином мемориальном комплексе собрать все, что связано с трагическими событиями и перестать политизировать тему. По крайней мере, такой или другой похожий вариант, если все же согласиться с мнением, что «Радуга» не стоит «на костях», помогут дальнейшему консолидированному развитию парковой территории.
Уточним, именно спор о местах захоронений в свое время ссорил многих винницких чиновников и продолжает быть «камнем преткновения», например, для выделения облсоветом финансовой помощи городским властям для реконструкции вскладчину концертного зала. Местные историки пока же считают, что ни городские, ни областные власти к их позиции не прислушиваются, и отдаляются от решения проблемы «Радуги».