Детская агрессивность: Кто виноват и что делать?
6-тилетний Ваня подходит к окну и говорит «Я всех ненавижу». «За что», -спрашиваю я. Ребенок поворачивается и с недоумением смотрит секунд 5. Потом отвечает «За все». Понимаю: ему никто еще не задавал этот вопрос. А зря.
К сожалению, родители не всегда могут зафиксировать момент, когда ребенок вдруг перестает быть послушным и добрым и превращается в маленького тирана. И не от того, что уделяют мало времени чаду. Просто не замечают «первых звоночков». А это:
- плохое настроение;
- резкая смена интересов;
- чрезмерное увлечение компьютером;
- молчаливость или, наоборот, стремление привлечь внимание.
Кроме того, у детей доброжелательных и спокойных агрессия может иметь форму аутоагресии (направленной на самого себя), тогда ее распознать еще сложнее.
У агрессии может быть много причин, но основная - неудовлетворенность базовых потребностей. В мире животных агрессия связана с самозащитой и добычей пищи. В мире людей - с удовлетворенностью базовых потребностей (в любви и безопасности). А в мире маленьких людей это усложняется зависимым положением.
Чаще агрессию вызывает не сам факт неудовлетворенности, а неспособности это выразить, отсутствие веры в то, что будешь услышан. Казалось бы, хочет чего-то, а сказать не может, объяснить не может или боится быть отвергнутым. Вот почему важно, чтобы у семьи был хотя бы час каждый вечер и один выходной в неделю для совместного времяпровождения. Вы можете даже заниматься разными делами, но находиться все в одной комнате. Нашим детям всегда хочется поделиться чем-то важным с нами, услышать о наших победах и заботах. Поэтому очень хорошо и слажено живут семьи, где важные вопросы решаются на семейном совете и решения согласовываются даже с детьми.
Другая причина – воспитание и копирование поведения кого-то из членов семьи. Когда агрессивное поведение считается нормой общения, не стоит винить ребенка – он всего лишь транслирует то, что наблюдает.
Третья причина - протест. Наблюдается в семьях, где слово радикально расходится с делом. Где родители позволяют себе обсуждать взрослых при детях, унижать друг друга, в то время как от самих же детей требуется прилежное и уважительное поведение. Уловив такое несоответствие, малыш начинает протестовать: «либо сами выполняйте свои правила, либо от меня не требуйте». Основное правило в общении с детьми: дети учатся не на словах, а на действиях. Хотите изменить поведение ребенка - измените свое отношение к нему и к людям.
Агрессия как индикатор взаимоотношений в семье. Если родители чересчур заняты выяснением отношений или вовлечены во внешний мир, а ребенок остается «за кадром», он пытается привлечь к себе внимания и отвлечь маму с папой друг от друга. Это могут быть различные нарушения поведения: кражи, побеги из дома, повышенная тревога, агрессия, вплоть до заболеваний.
Но, к сожалению, такая тактика оказывается неконструктивной при серьезном разладе в семье, поскольку становится дополнительным фактором взаимных обвинений, дескать «и ребенка ты не умеешь воспитывать». Тогда ребенок остается «ни с чем» и агрессия может либо возрасти, либо изменить вектор (агрессия на самого себя, чувство вины).
Также агрессия может быть симптомом усталости, особенно у гиперактивных и сверхчувствительных детей (с так называемым астеническим строением тела: худые, со светлой кожей, склонные к простудам и частой утомляемости). В подобных случаях агрессивность проявляется вечером или после пережитого стресса (контрольной, соревнований, ссоры).
Отдельную группу составляют юные гении, дети Нового поколения (индиго, кристаллы). Этому способствуют следующие особенности их характера:
- развитая мораль;
- чувство справедливости;
- наблюдательность и раннее развитие аналитических способностей;
- самостоятельность;
- непризнание авторитетов.
Поэтому они быстро улавливают несоответствие между словом и делом и реагируют агрессией и недоверием. Таких детей ужесложно назвать tabularasa, поэтому эмоциональное развитие у них опережает развитие сверстников.
Но как быть, если причины известны? Как научить сына или дочь осознавать свою агрессию и справляться с ней? В этом помогут следующие упражнения и техники.
- Если Ваш ребенок злится, попросите его нарисовать собственный гнев в какой-либо символической форме. Постепенно он привыкнет к тому, что эмоции можно не просто переживать, а выражать.
- Спросите ребенка: как выглядит твой гнев? если бы это было животное, то каким бы оно было? если бы это была погода, то какая она была?
- Также хороший эффект дает анализ сказок и историй. А еще лучше, если родители придумывают их сами или вместе с ребенком. Это не только дает малышу выразить свои актуальные переживания, но и развивает мышление.
- Научитесь отзеркаливать состояние ребенка, особенно в первые 3 года жизни. Например: «Я вижу, ты бьешь игрушку. Наверное, ты злишься, потому что запретила тебе смотреть телевизор?» Это помогает осознанию, а осознание ведет к разрядке. Так Вы покажете, что понимаете, что происходит, и что сопереживаете малышу.
- Учите «Я-выражениям». Для этого научитесь сами, пребывая во гневе, говорить «Я злюсь, потому что не люблю, когда со мной так обращаются» вместо «Как ты посмел со мной так себя вести!» Это способствует самоанализу и не создает ложного «Я», основанного только на мнениях окружающих
И напоследок несколько рекомендаций:
- если ребенок что-то делает неправильно, объясняйте ему это; то же касается ситуаций, когда он вас злит или заставляет беспокоиться;
- не наказывайте ребенка физически;
- приучайте к ответственности; например, выделите небольшой круг обязанностей в помощи родителям по дому или в присмотре за младшим ребенком; так ребенок почувствует свою значимость в семье;
- формируйте семейные ценности (например, совместный ужин или прогулки по выходным);
- не бойтесь агрессии ребенка, не запрещайте ее;
- старайтесь больше делать вместе с ребенком; готовите ужин - пускай он моет овощи, перемешивает салат и т.п.
Ребенку обязательно нужно выражать агрессию, гораздо хуже, если он чересчур покладист или пассивен. Наша задача, как родителей, принимать эти эмоции и вместе с ребенком искать причину, находить выход из ситуации.