1, 2, 3, 4, 5 ,6... Будем ждать на великолепную семерку
В современном глобальном мире, двигающемуся на запредельных скоростях по всем направлениям сразу, очень просто потеряться не только отдельной личности, а даже целым городам и государствам. Что бы сохранить свою целостность и хотя бы подобие порядка, мир по ходу старается структурироваться, вводя в постоянную практику, например, такие понятия и схемы как международное распределение труда. Сегодня уже целые регионы и народы специализируются на конкретных производствах и технологиях. Где-то шьют для всего мира рубашки. Где-то пишут для компьютеров всего мира программы. А в Китае делают и то и другое и многое чего еще.
И все же остаются некоторые отрасли промышленности, которые могут себе позволить далеко не все. Прежде всего это аэрокосмические, авиационные и автомобилестроительные отрасли. Именно по наличию их в промышленном потенциале страны можно определить насколько успешно то или иное государство справляется с новыми головоломками, которое ставит перед миром время.
Хорошо это или плохо, но подобные процессы характерны не только для мира материального, но весьма актуальны и для мира духовного. Особенно это касается тенденций в развитии современного искусства. Здесь индикатором интеллектуального и креативного здоровья нации является состояние дел в кинематографе. Этому есть простое объяснение. Ведь кинематограф самый простой в восприятии, а значит и самый влиятельный вид искусства. Он не только тиражирует модные внешние стереотипы, но и предлагает обществу новые поведенческие модели и системы ценности. Именно кинематограф и его ближайший родственник телевидение является современной «Библией для чайников» со своим изменчивым списком заповедей смертных грехов и праведной жизни. Поэтому, если народ не будет писать свою «святую книгу», то ему придет смириться с постоянной интервенцией чужих идей, понятий и правил.
Увы, нечто подобное мы имеем сегодня в нашей стране. Практически на протяжении всей истории Украины ее население в подавляющем большинстве своем вынуждено пользоваться Библией от Голливуда или святым писанием от Союза кинематографистов России.
На извечный русский вопрос «Что делать?» найден наверное единственно правильный украинский ответ у великого Кобзаря: «I чужому научайтесь, й свого не цурайтесь». Именно этому принципу на протяжении уже шести лет следует оргкомитет (директор Евгений Майданик) Между Народного ВИННИЦиАнского фестиваля комедийного и пародийного кино.
Понятно, что небольшой по масштабам фестиваль, не может кардинально влиять на состояние дел в целом направлении искусства. Быстрее он может быть неким тестом на отдельные тенденции в общем движении.
Ближе к телу.
Шестой Виннициан отличался от своих предшественников большей публичностью. Впервые его открытие прошло под звездным небом в центре города, где кроме подборки конкурсных работ, зрители могли насладиться музыкой и песнями из фильмов разных народов и эпох.
Работала интерактивная площадка, на которой можно было сфотографироваться в образе кино-мультяшных героев или просто пристроившись к костюмированным ребятам одного из винницких клубов любителей аниме.
Как всегда интересным и оригинальным был список специально приглашенных гостей фестиваля. Еще одной особенностью стало то, что впервые за всю историю фестиваля были приглашены не только звезды сильного поля, но прекрасные и значительные для нашего кино женщины. Явно украсила и наполнила новыми контекстом кулуарное общение фестиваля секс символ конца 60-х годов прошлого столетия, а сейчас поэтесса, заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Крупской. Наталья Варлей.
Так получилось, что в Винницу она приехала как раз к 45-тилетию выхода на экраны культовой комедии «Кавказская пленница».
К 25-тилетию выхода другого кино шедевра «Человек с бульвара капуцинов» подгадала свой визит в наш город главный режиссер этого фильма, народная артистка России, член Союза кинематографистов России Алла Сурикова.
Алла Ильинишна многие годы курирует фестиваль комедийного кино в России под названием «Улыбнись, Россия». Оргкомитету Виннициана очень приятно и ответственно, то что она сделала нашему фестивалю предложение о проведении в Виннице совместного проекта под рабочим названием «Улыбнемся вместе». Что это будет и как — поживем и улыбнемся.
Несомненно главной гостевой фотомоделью шестого фестиваля среди гостем можно считать актера из Санкт-Петербурга, заслуженный артист Российской федерации Борис Григорьевич Смолкин. Он передвигался по городу от одной импровизированной фото сессии с раздачей автографов до другой. Самый тупой вопрос, который ему задавали был такой: «А почему Вы к нам приехали?».
Оказывается семья Бориса Григорьевича была дружна с нашим земляком знаменитым художником-кубистом Натаном Альтманом. Тот самый знаменитый автор портрета Анны Ахматовой. Альман как-то взял у родителей Бориса посмотреть том на букву «А» Большой Еврейской Энциклопедии, что бы посмотреть, что о нем там понаписали. Да и до сих пор ее и не вернул. Я вам больше скажу: уже и не вернет, царство ему небесное. Интересно, что гостиница, в которой жили наши гости находилась рядом с домом, где жил учитель по рисованию Альтмана.
Не меньший восторг вызывали у винничан случайные встречи на улицах города с народным артистом Украины Владимиром Горянским, заслуженным артистом Украины Евгением Чепурняком и лауреатом Шевченковской премии, заслуженным деятелем искусств Украины Анатолием Борсюком.
Анатолий давний друг нашего феста и на правах такового пригласил с собой в поездку своего друга и коллегу по цеху кино документалистики известного режиссера Сергея Долбилова.
Сергей приехал к нам что называется с корабля на бал: из студии телеканала «Интер», где он вместе с Леноксом Льюисом комментировал бой кличка против Чарра.
Сопровождение такой звездной кавалькады имеет свои преимущества. Специально для них вне всяких графиков ночью включили фонтан с полной программой светового представления.
На другой день в краеведческом музее показали часть знаменитой «сарматской» коллекции. Так что, господа хорошие, не скелетом мамонта единого интересен наш музей.
После золота сарматов было интересно посмотреть на авторские работы главных фестивальных меценатов братьев Дерунов.
Тем более, что на них можно было не только посмотреть, но и что-то на память себе любимым и своим дорогим приобрести. Алла Сурикова присмотрела себе интересную брошь. Но больше всех коробочек с магазина «Диадемы» на Соборной вынес Горянский.
Церемония награждения.
Было немного прохладно. Гости кутались в теплые фирменные пледы, но с интересом следили за происходящим на сцене.
По уже выработанной традиции на праздник завлекали юные артисты из муниципальной мастерской эстрадного искусства. Делали они это вдохновенно и на прекрасном исполнительском уровне. Под стать им были и другие винницкие артисты и коллективы. Всем гостям без исключения очень понравилось барабанное превью «бойковских» барабанщиков и киношные каверы в исполнении ансамбля «Водограй».
В финал номинации «Анимация» вышли две работы: «I\'ll get the ice creams» (Я получу мороженное) режиссера Анта Бладеса из Великобритании и «Ormie the Pig!» (Свинья Орми!) канадца Роба Сильвестри. «Летающий слон» улетел в туманный Альбион.
В финал номинации «Short, побери!» вышли работы «Городок Сердитых» и «3×3 /3 на 3». португальца Нуно Роша. Интересно, что режиссер «Городка» харьковчанин Руслан Никулин является учеником Аллы Суриковой. Но победил Нуно Роша.
В номинации «Каверзное видео», где были представлены современные юмористически видеоклипы на музыку известных исполнителей в финал вышли российская команда «Прима» с кавером «Я так хочу быть с тобой» и украинский «Капец» (пародия на скандальный клип группы «Никита» в стиле ню) студии «95 квартал».
В номинации «Смешное, но другое» в финал вышли винничане – команда «Друзья» с видеороликом «На пальцах» и команда КВН «Мужская сборная - ПлехановЪ» из Москвы с убойной нарезкой «Экскурсовод». Международное жюри, которое представляло все континенты кроме Африки и Антарктиды, увы, отдало предпочтение москвичам.
Кроме победителей и номинантов на экранах фестиваля в этот день были представлены так же веселые киношаржи посвященные фильмам «Кавказкая пленница» и «Человеку и бульвара Кпуцинов», который сделал победитель первого Виннициана наш земляк Юрий Постовой.
Привнесли в культурную программу церемонии своеобразный шарм и выступления звездных гостей. Наталья Варлей и Борис Смолкин читали стихи и пели песни. Алла Сурикова вместе с директором фестиваля и ведущим церемонии Евгением Майдаником подписали договор о дальнейшем сотрудничестве на фестивальной ниве.
Настоящим подарком для всех присутствующих на площади в финале стало выступление начинающего киноактера, а раньше одного из основателей и лидеров известной группы «Корни» Александра Асташенка.
В конце запускали в воздух «слона». Было холодно и слон все не хотел подниматься в небо даже несмотря на теплый воздух внутри и сотню шариков с гелием, которые прикрепили к нему снаружи. Но он все же к вящей радости юных винницких поклонников кино и фестиваля улетел, сделав причудливую петлю вокруг здания «книжки». Юные поклонники проследили за его полетом и догнав его разорвали его на сувениры. Одним словом — дети.
А взрослые разошлись с ощущение праздника внутри и надеждой на новые праздники, новое кино и новых гостей через год.