Южные ноктюрны
Расстояние от Чечельника до Крыжополя навигатор показал всего в 56 км. Наивный, я полз глухой ночью с караваном за плечами джипа по выбоинам времен освоения асфальта. Впрочем, накануне, Виталий Белоножко со сцены жаловался, что такими же муками он добирался и до самого Чечельника, а проклятый навигатор – это же подтвердил и водитель дизель-генератора – все время уводил их в поля и на брусчатку. Поселок Чечельник оказался весьма уютным чистеньким городком, затерянном на юге области – в соседней Бершади живут мои родственники – у них я гостил в глубоком детстве, - но до Чечельника вообще добрался впервые.
Мы отрабатывали предвыборный концерт лучшим составом. Сцена была смонтирована с ночи, мой караван играл роль комнаты отдыха и переговоров – все-таки, готовый чай или душ прямо за сценой приятно удивили звезд. Чуть поодаль стояли два белоснежных красавца – «Крайслер» и «Хаммер» – артисты, приехавшие на «Спринтерах», озирались на них, - в машинах были накаченные молодчики, все как на подбор – охранная фирма. Кругом чистота, порядок. Для большого сельского стадиона – невероятно культурное мероприятие. Без лишней скромности скажу, что все это - заслуга моего коллеги – Леши Некрасова. Я вижу, как за десять лет нашего знакомства, он планомерно, день за днем, шел к организации таких масштабных мероприятий. А ведь задействована добрая сотня служб – собрать только сцены, свет, звук, пригласить звезд, продумать их бытовой и технический райдеры, охрану. А кроме того – это еще и фейерверки, и детские аниматоры, и питание персонала, и пресс-сервис. Все-таки два высших образования плюс четко спланированная система действий – играют свою роль – не помню ни одного мероприятия, где бы был по его вине технический сбой. Он отслеживает все до мелочей – вплоть до времени подачи кондитерами праздничного торта.
За сценой ко мне подошел Олег Семко, известный телеведущий и сказал:
— Когда ты публикуешь свои новые снимки, я понимаю – что я так мир не вижу. Понимаю уже задним числом.
От таких слов, захотелось что-то приятное сделать в ответ. Я полез на сцену во время его конферанса, чтобы сделать пару портретов в работе. Неожиданно я был поражен его львиной энергетике – перед ним на темнеющем стадионе под проливным дождем рукоплескал народ – по оценкам Саши Добровольского – заслуженного артиста, скромно бегающего по стадиону в шортах простого аниматора – тысяч восемь человек – Олег «держал» толпу в едином кулаке – и по его команде – все как один хлопали, скандировали, визжали.
Такая черта – «держать зал» – присуща в основном артистам, великим артистам. В плоскости конферанса – таких могу пересчитать по пальцам.
Я сделал десятка с три портретов, но, как мне показалось, характер ведущего так и не уловил до конца. Зато финальная сцена мероприятия меня просто сразила наповал. После всех прощальных песен со всеми артистами и детьми на сцене, Виталий Белоножко вдруг акапельно запел «Многая лета». Очевидно, в адрес кандидата. Но - браво артисту! Не за фонограммы он получает свои гонорары – пусть слышат все! Над стадионом повисла тишина, а над поселком разливался лишь низкий бархатный голос.
Вдруг снизу, фундаментом, на грани профундо – чисто и стройно зазвучал второй бас. Откуда он взялся?! Включение звукооператором фонограммы после такой длинной паузы – практически невозможно!
Я ринулся к рампе. Оказалось – на втором плане с микрофоном в руках скромно стоит Олежка и поет – я бы сказал – «держит строй» наравне с Народным артистом! У меня отнялся дар речи…
Хотя собственно, чему удивляться? Его покойные родители были весьма выдающимися людьми. Ангелина – заведующая фортепианным циклом – гроза пианистов – ее отточенная мелкая техника – Лист и Шопен – ученикам как семечки для упражнений – после прослушивания у нее, лет в тринадцать, я понял - куда мне, цыпленку на ее цикл с Вебером и Рахманиновым – благо был еще цикл Шпетной, где романтикам давали снисхождения и концерт Грига.
С Романом Семеновичем Семко я пересекался только на концертах и в коридорах во время учебы. Этот вдумчивый глубокий виолончелист с детства ассоциировался у меня с Растроповичем. А моя супруга осталась благодарной ему на всю жизнь за уроки камерного ансамбля – именно он научил ее тому, что у пианиста не всегда в жизни солирующая партия – и умение оставаться в тени ведущего инструмента – особый пилотаж плюс необходимое по жизни качество.
Неожиданным поворотом концерта стало появление внука Белоножко – Виталика. Они пели с дедом дуэтом: «Ты – Виталик, я – Виталик, оба мы Виталики», про интернет и разные вкусы поколений. Но хитом был, в подражание Армстронгу, известный спиричуэлс «Let`s My People Go», где внук пел первую половину фразы, а дед подхватывал вторую.
Разбуженный по звонку сверху охранник, припарковал меня прямо на берегу озера. Утро в «Зеленой Дуброве» выдалось солнечным. Связи нет. Даже не верится, что смогу поработать!
Полуторасуточный тайм-брейк без людей, интернета и практически без телефона оказался невероятно живительным для мозгов. Чтобы сделать звонок, я поднимался на пригорок, включал громкую связь, и, держа телефон над головой на вытянутой руке, пытался что-то орать на всю округу. Мне это напомнило 2008-й год, когда позвонили из отдела наград при губернаторе и попросили срочно выслать трудовую биографию. В этот момент мы с другом застряли в Карпатах. Шли дожди, заливало целые области, дороги были размыты… Тогда, чтобы отправить-таки свою биографию, мне приходилось несколько раз подкидывать смартфон в воздух.
Непроходимый лес и страшноватое озеро – я трижды совершал попытку в него войти, но чудовищный вид зеленоватой жижи, держащей на плаву кусочки древесины, - возвращал в меня здравый смысл просто принять душ у себя в караване, тем более, что я смастерил их два – зимний и летний варианты.
С утречка после второй ночи я надраил караван, как юнга палубу. Оказалось не зря.
Ирине Билык не досталось места в гостинице. Не знаю, по какой причине – то ли номеров не было, то ли гостиниц вообще не было, - только, когда я припарковался за сценой на раскаленном асфальте – я понял, мясо, припрятанное в морозильнике, сегодня так и не удастся пожарить.
Сцену собирали долго и нудно. Вместо пяти утра, фура пришла в семь, объясняя это тем, что в такой Крыжополь они вообще еле добрались. Я бы выставил неустойку, но бедный Леша Некрасов, как организатор, весь гнев заказчиков погасил в себе.
Я слегка переживал – все-таки мой вагончик хоть и в люкс-фарше, однако выдержан в стилистике 80-х: даже занавески на окнах аутентичные. Но главное – он заточен под «заслуженных», а вот как себя в нем почувствует «народные», я не знал.
И в который раз я не ошибся – звезды первой величины от того и звезды, что могут порадоваться малому и найти несколько слов для комплимента в обыденном.
Впрочем, мой караван, действительно уютный. Главным критерием, когда я его покупал, было то, что зашел в него – и уже не хочется выходить. Это уже потом я выяснил, что переплатил, и что он почти рассыпался, - но я не пожалел ни сил ни денег – полгода его приводили в чувство в лучшей мастерской страны – в Днепропетровске, чтобы в такой момент мне не было за него стыдно.
На фразу «в такой Крыжополь» я бы обиделся. Во-первых, за последние лет пять-семь – городок не узнать: появились красивые, даже гламурные, дома, фонтан, пешеходная зона. Только на пятачке возле сцены я насчитал две библиотеки и детскую музыкальную школу.
А какие красивые девчата! Смуглые, глазки-искорками, зубки – жемчужинки. Набираю номер старшего оператора областного телевидения – Андрюши Кравченко:
- Привет! Я у тебя в Крыжополе!
- Да я- то из Немирова, а из Крыжополя – моя супруга, - не без гордости прозвучало в ответ.
Что ж… Охотно верю…
Люблю быть аккредитованным фотографом на концерте – везде открыт доступ. А заодно, я не поленился – привез с собой весь чемодан оптики: от 17 до 350 мм.
Ну, естественно, оторвался по полной… Какие типажи! Какие колоритные люди, дети. Они-то меня со сцены не видят, пока я с моноподом выслеживаю их живую реакцию на артиста.
От зрителей я оставался сокрытым – только вот сама Ирина Билык вывела меня из тени за руку прямо на авансцену – глупо себя почувствовал: танцевать я не умею, припевать – тоже. За то устроил небольшой сценический фотосет, покружился с ней, хлопнули в ладоши, - и я со сцены испарился. Кажется слова песни в этот момент были о том, что оставивший мужчина должен героиню хорошенько запомнить.
Впрочем, меня Ирина Билык заворожила. Ее песни – вне времени, они понятны и мне, и двадцатилетней девчушке, и пожилым, - я видел одинаковый интерес на их лицах.
Они вроде бы простые – о вечных ценностях, но насколько они не банальны, - настолько велик сам артист, сумевший не скатиться до обыденности и однодневности, сумевший стать красивым настоящим лицом эпохи.
Какой-то дедушка-ремесленник подарил ей поделку со словами: «Не нужна нам Мадонна, наш секс-символ – Ирина Билык».
А я, очнувшись – ринулся в толпу: там, посреди моря голов, на столе возвышалась Танюша, видеограф из соседней студии:
— Знаешь, - говорю, - ты со сцены так классно смотришься на своем подиуме, - я думал, что буду тебя дразнить этими фотками, но теперь ответь на главный вопрос: ты меня на сцене сняла?
Наутро, стадион в Ямполе заводил Кузьма и группа «Скрябин». На сцену он вышел – в чем приехал – в шортах и домашних тапочках. Впрочем, плюс 36 по Цельсию – в этом регионе, спрятанном за холмами, всегда свой особый микроклимат. Въезжаешь с холма – уже и город виден – а извилистый Днестр, как на ладони, и домики молдавских Косоуц белеют по ту сторону.
— Могу сбросить вам сценическую съемку – я все равно отсниму вас подробно, - предложил Кузьме.
— Ні, дякую. Після того, як в мене накрився вінт, я спочатку сумував, а тепер принципово не збираю ніяких фотографій. Ще раз дякую!
С первых нот он взял стадион в оборот и держал зрителя умело, разогревая его, называя себя «патлатой мавпой», аж до тех пор, пока его не погасила Анжелика Рудницкая милыми добрыми песнями о главном, но, увы, ее энергетика совершенно не для такой сцены и не для такой публики – она более камерна, уютна. Видя, что люди расходятся, она несколько раз сказала, что напишет об этом на своей страничке в Фейсбуке.
Но что меня особенно удивило – она ни слова не заикнулась о пригласившей ее кандидате в депутаты. Наверное, к чему лишняя пропаганда?
Зато Кузьма вывел кандидата за руку на сцену, назвав ее «классной чувихой», отчего той потребовалось некоторое время, прийти в себя и достойно ответить. Но то, что она сказала, я готов подписаться под каждым словом: во-первых, честно призналась, что мало что смыслит в его шумной громкой музыке, но как сказал ребенок – «мама, ты не продвинутая». И второе, важное, поблагодарила Кузьму в том, что все двадцать с лишним лет на сцене он культивирует и пропагандирует украинскую культуру на украинском языке. Я бы сюда поставил рядом еще и Олега Скрипку.
Будучи носителем русскоязычной культуры, я понимаю, насколько важны эти слова - не просто выраженная самобытность, но и информационная составляющая живого, наполненного смыслом и вдохновляющего на творчество, языка.
Как и Билык, Рудницкая переоделась в моем вагончике – но только один раз – в концерном ярко-красном платье она прямо со сцены села в свой серебристый «Ягуар» и укатила.
Кстати, об автомобилях. Безусловно, артисты должны передвигаться роскошными автомобилями – и гонорары позволяют, и удобства должны быть, когда приходится мотаться на дальние расстояния – на тот же край света – Ямполь. Но когда при этом, как у Валевской, и в легковом Мерседесе под решеткой и в Мерседесе-Спринтере, бусе для шоу-балета, прямо на торпеде – прикреплены синий и красный проблесковые маячки – спецсимволы спецслужб - я считаю такое не допустимым.
В соседней России общественность борется с высокопоставленными (!) чиновниками, пользующимися маячками, тем, что крепят на крыши синие детские ведерца. А у нас – скорая не доберется, если каждая звезда будет подмигивать на дороге подобным способом.
Выступала Валевская хорошо, энергично, открыто, - красивую программу она с коллективом отработали честно, и балет у нее прекрасный, – все организовано и слажено – ее бус уперли носом в мой караван. Третью сторону равнобедренного треугольника закрыли тентом – таким образом создали пространство для переодевания девушек.
Особо впечатлил приехавший с ней низкорослый накаченный паренек, носившийся повсюду с умным видом и сплевывающий на траву – перед самым выходом он вдруг преобразился в изящный костюмчик, выскочил на сцену и заорал, что выступит сейчас звезда, отмеченная самой Аллой Борисовной.
После этого костюмчик был снят – и второй его выход был в финале внизу перед сценой с огромной хлопушкой, которой он осыпал конфетти всю вставшую в фотопозу творческую группу.
Я про себя отметил, что неплохо бы держать такого спецмальчика – уж очень он придавал антуражу всему коллективу. А вот личный визажист звезды – фотографии у меня попросила сама, чем я охотно и поделюсь.
В заключение, об автомобилях с отметинами Аллы Борисовны: когда на дорогах страны появляется огромная пятиосьная концертная фура с гигантской надписью на обоих бортах «Алла» - проблесковых маячков на ней нигде и в помине нет…