Анна Каренина в театре Садовского
В пятницу мой добрый друг пригласил меня в театр. Сто лет не был в театре! То ли кинематограф делает свое дело, то ли обычная лень? Удивлен: зал был полон народу.
Закрытие театрального сезона отмечалось постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого.
Даже не ожидал, что получу столько удовольствия от спектакля! Блестящая постановка, прекрасная игра актеров, умело написанная пьеса: весь сложный спектр переживаний героев драматург умело и акцентно точно расставил в двух актах эффектного впечатляющего действа.
Совсем недавно, месяца два назад, смотрел английскую экранизацию этого романа. Как по мне: скучно, неумело – кроме колоритной картинки, славянский дух английскому кинематографу, оказался не по зубам.
Сам граф Толстой, на первый взгляд, тоже был неуверен в масштабности своего произведения: все восемь частей создавались постепенно, и публика с нетерпением ждала публикации каждой новой части романа в «Русском вестнике». Совсем, как сегодняшние сериалы…
Правда, Фет довольно метко подметил, что «этот роман – есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни».
Лично мне, из всех трех версий: последняя понравилась более всего. Может быть режиссер-постановщик, он же автор написанной по роману пьесы – Виталий Селезнев, - уловил задумку Льва Николаевича и довольно метко сместил акценты?
Образ мужа, Алексея Александровича Каренина – его исполнял потрясающий актер Валерий Прусс – он был неповторим. В красном, расшитом золотом, мундире – он смотрелся на сцене апофеозом мужской добродетели. Его слова были взвешены, метки, а красный цвет парадного камзола на фоне затемненной глубины сцены – смотрелся одновременно и торжественно и жертвенно-скорбно.
А ведь мало кому придет в голову мысль: как случилось так, что находившаяся при смерти Анна, на которую «махнули рукой» врачи, вдруг чудодейственно встала на ноги? Режиссер не скрывал этого: тайна крылась в огромном, милосердном всепрощающем сердце ее мужа, приехавшего по ее просьбе для примирения.
И Анна получила второй шанс. Смогла ли она использовать его? Увы, вся трагедия Карениной заключалась именно в этом: Вронский, предмет ее страсти, никогда не смог бы дотянуться до той, заданной ее мужем, высокой планки - образа настоящего мужчины.
Но человек быстро привыкает к тому, что всегда рядом и пренебрегает этим до тех пор, пока не потеряет…
Что ей дало исцеление?! Только новые душевные муки, смятение, и, как итог метаний, – она бросается под поезд…
Алексей Александрович, как бы он ни страдал, остался при своих добродетелях – их стержень канвой, прошедшей сквозь всю пьесу, выдавал в нем великого человека.
Сереженька, их сын, остался без матери - полусиротой.
А Вронский давно и открыто тяготился Анной, навязчивостью ее чувств...
В чем же заключалась трагедия такой прекрасной, честной и искренней в своих порывах женщины?!
Мне кажется в том, что когда наступил ее зрелый возраст, быть может, последнего расцвета, она даже не попыталась весь скопленный в ее душе романтизм отдать мужу. Тому, кто терпеливо ждал ее годами, когда подрастет сын, Сережа, когда женщина осознает, что даже с появлением ребенка – она обязана большую часть своей любви по-прежнему отдавать мужу. А многие, по слабости, целиком отдаются детям. Иные мужья уходят, иные – терпеливо ждут.
Каренина оказалась на разрыве между любовником и сыном. Но в адрес мужа, который на протяжении всей пьесы ни одного кривого слова не сказал в ее адрес, – она всем за глаза твердила только одно: надоел… опротивел… не могу его видеть…
И что она сделала со своим неиспользованным большим, переполняющим ее, чувством?!
Просто пролила на землю – на недостойного красавчика-однодневку, - и оно, это чувство, ушло, словно в песок, опустошив ее сердце, не оставив в нем ни крупицы ни тепла ни света…
Даже к себе самой…
… Поэтому, как мне кажется, не так уж прост был Лев Николаевич в описании своих героев…
Разве этот роман - о нравах времени, как отмечал Лесков?! Или - о трагической любви?! (Кстати, при Союзе была именно такая трактовка, и я видел подобную постановку в Большом театре в Москве).
Нет. Это роман о глупости, пренебрегающей добродетелью даже тогда, когда больную мятущуюся женщину не бросают на произвол судьбы, а до последнего протягивают ей руку помощи.
Но женщина сама себя «накрутит» иначе. Как никто извне. Она рвется к «свободе».
Ну что ж - она ее получает. Но может ли она, имеет ли она зрелость, чтобы правильно этой свободой распорядится?!
Оказывается – нет…
Ни поездка с возлюбленным по заграницам, ни бракоразводный процесс, - не принесли ей морального удовлетворения. Только горечь о непоправимой ошибке, и стыд, который нахлынул на нее слишком поздно…
Огромное спасибо Кате Селезневой, за потрясающе переданный образ, за каждый отточенный жест, - она блестяще передала характер и внутреннюю борьбу своей героини.
А нашему театру имени Садовского и его художественному руководителю, Народному артисту Украины Виталию Селезневу – творческих сил, вдохновения и полета!
С нетерпением будем ждать открытия в октябре нового, юбилейного, восьмидесятого театрального сезона!